город Иркутск |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А19-22026/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Левошко А.Н
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: акционерного общества "Группа "Илим" - Крашковец С.С. (доверенность N 89/17 от 22.02.2017); Министерства лесного комплекса Иркутской области - Багдасарян А.А. (доверенность N 189 от 19.06.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Группа "Илим" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2017 года по делу N А19-22026/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Пугачёв А. А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е. В., Каминский В.Л.),
установил:
акционерное общество "Группа "Илим" (ОГРН 5067847380189;
ИНН 7840346335; г. Санкт-Петербург; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к территориальному отделу Министерства лесного комплекса Иркутской области по Братскому лесничеству (далее - административный орган) о признании недействительным требования N 25 от 26.09.2016 о принятии мер к нераспространению лесного пожара N 138.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с обжалуемыми судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, общество ссылается на неправомерность выводов судов о законности оспариваемого требования административного органа, полагает их принятыми с нарушением норм материального и процессуального права при неполном установлении всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Административный орган представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании договора N 14 от 18.12.2008, заключенного между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Братскому лесничеству и открытым акционерным обществом "Группа "Илим" (впоследствии наименование изменено на акционерное общество "Группа "Илим"), и акта от 31.12.2008 приема-передачи лесного участка (приложение N 5 к договору N 14 от 18.12.2008) общество является арендатором лесного участка с номером учетной записи в государственном реестре 517-2008-11, площадью 157 715 га, расположенного по адресу: Иркутская область, Братский район, Братское лесничество, эксплуатационные леса, Тарминское участковое лесничество: Тарминская дача, кварталы NN 1-34, 36-49; Большеокинская дача, кварталы N 2, 3, 5, 6, 8-15, 19-30, 33-53; Калтукская дача, кварталы NN 1-50; Северо-Бадинская дача, кварталы NN 1-31, 34-47, 53-117.
Решением комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности N 11 от 26.09.2016 в связи с участившимися случаями пожаров в лесах и сильной задымленностью на территории Братского района решено ввести "режим чрезвычайной ситуации".
Постановлением мэра Братского района N 258 от 26.09.2016 указанное решение утверждено, с 26.09.2016 на территории Братского района введен режим чрезвычайной ситуации.
В связи с возникновением лесного пожара в квартале N 90 Северо-Бадинской дачи Тарминского участкового лесничества Братского лесничества заместитель начальника административного органа направил в адрес общества требование N 25 от 26.09.2016 о принятии мер к нераспространению лесного пожара N 138. Обществу было предложено в течение трех часов с момента получения требования выделить и доставить к месту возникновения лесного пожара технику (два бульдозера, один трактор) и людей (тридцать рабочих).
Не согласившись с указанным требованием, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды двух инстанций исходили из того, что начальник административного органа на основании договора аренды, части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и Правил пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417) (далее - Правила N 417) правомерно направил обществу требование N 25 от 26.09.2016 о принятии мер к нераспространению лесного пожара N 138.
Как правильно указали суды, в силу пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ тушение лесных пожаров не относится к компетенции лесопользователей, является обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 53.4 ЛК РФ лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Согласно подпункту "а" пункта 3 и пункту 5 Правил N 417 меры пожарной безопасности в лесах, включающие в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Юридические лица, осуществляющие использование лесов, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке обязаны немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара (подпункт "г" пункта 13 Правил N 417).
В силу разъяснений, содержащихся в письме Рослесхоза N ЮД-03-54/3098 от 27.03.2012 "Об обязанностях арендаторов лесных участков при возникновении лесных пожаров" недопущением распространения лесного пожара является ряд действий, направленных на предотвращение возможности дальнейшего распространения горения и создание условий для его ликвидации. Под такими действиями понимается комплекс мероприятий, направленных не на тушение очага пожара и его полную ликвидацию, а на предотвращение распространения лесного пожара на лесные участки, граничащие с лесными участками, на которых произошло возгорание.
Руководствуясь вышеизложенными нормами права и разъяснениями, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что правомочие по направлению административным органом оспариваемого требования возникло на основании заключенного с обществом договора аренды лесного участка N 14 от 18.12.2008; содержащиеся в указанном требовании предложенные меры по нераспространению лесного пожара не возлагают на общество не предусмотренных действующим законодательством обязанностей, в том числе по тушению лесного пожара.
Кроме того, количество указанных в требовании техники и работников общества, необходимое для принятия мер к нераспространению лесного пожара, носит рекомендательный характер и рассчитано на основании положений Лесохозяйственного регламента Братского лесничества, предоставление испрашиваемых административным органом ресурсов было предложено лесопользователю, а не предписано в обязательном порядке, поскольку в данном вопросе административный орган не имеет механизма властного воздействия на общество.
При рассмотрении настоящего спора судами также учтено непредставление обществом в соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ доказательств нарушения его прав и охраняемых законом интересов в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах у судов не имелось оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Поскольку по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 августа 2017 года по делу N А19-22026/2016 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.