город Иркутск |
|
18 октября 2018 г. |
Дело N А10-7872/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Звечаровской Т.А., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Захаровой Е.А.,
с участием представителей Министерства финансов Республики Бурятия Селиной Е.В. (доверенность N 01-01-12/17 от 08.05.2018, служебное удостоверение) и администрации города Улан-Удэ Адактуевой С.П. (доверенность N 11 от 28.03.2018, служебное удостоверение),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия кассационную жалобу Министерства финансов Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июня 2018 года по делу N А10-7872/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Борголова Г.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
администрация города Улан-Удэ (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Республике Бурятия в лице Министерства финансов Республики Бурятия (далее - Министерство финансов, ответчик) о взыскании 1 955 026 рублей 50 копеек убытков, понесенных в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма Рогулевой Нине Александровне (далее - Рогулева Н.А.).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рогулева Н.А., Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство ЖКХ) и Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее - Министерство соцзащиты).
К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и модернизации Жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия (далее - Министерство строительства).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 июня 2018 года, иск удовлетворен частично. В пользу истца за счет казны Республики Бурятия в лице Министерства финансов взыскано 1 955 026 рублей 50 копеек убытков. В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями относится к полномочиям органов местного самоуправления; Закон Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III не устанавливает расходные обязательства Республики Бурятия по предоставлению гражданам жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания.
В возражениях на кассационную жалобу администрация сослалась на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела и просила в удовлетворении жалобы отказать.
В судебном заседании суда округа представители Министерства финансов и администрации в полном объеме поддержали доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили, отзывы на кассационную жалобу не представили.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с учетом мнения представителей истца и ответчика и в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, на основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 07.11.2013 по делу N 2-4292/2013 на администрацию возложена обязанность предоставить малоимущим Рогулевой Н.А. и её несовершеннолетней дочери Ерышевой Татьяне Сергеевне (далее - Ерышева Т.С.) жилое помещение во внеочередном порядке взамен аварийного жилого помещения.
Жилое помещение было выделено администрацией названным гражданам по договору социального найма.
Полагая, что обеспечение такой категории граждан жилыми помещениями не относится к расходным обязательствам муниципального образования, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования в части, исходили из того, что Законом Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III обеспечение жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, предусмотрено за счет государственного жилищного фонда, и не относится к расходным обязательствам муниципального образования.
Суд округа считает выводы судов первой и апелляционной инстанций ошибочными.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 14 и в пункте 3 части 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (в том числе граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания), жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен в статье 57 названного Кодекса, согласно которой жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет; жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления; решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В силу частей 1, 2 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем; договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма" на учет для предоставления жилых помещений по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде принимаются граждане, постоянно проживающие на территории Республики Бурятия, признанные в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилом помещении.
Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 07.11.2013 по делу N 2-4292/2013 установлено, что Рогулева Н.А. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях по категории малоимущие на основании распоряжения администрации Советского района г. Улан-Удэ от 16.03.2011.
В соответствии с заключением от 29.08.2012 N 11 межведомственной комиссии, созданной постановлением администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2012 N125, многоквартирный жилой дом по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 67 признан аварийным и подлежащим сносу.
Дом по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Бабушкина, 67 в перечень жилых домов, подлежащих расселению по утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 27.06.2013 N 332 Республиканской адресной программе "Переселение граждан из аварийного жилого фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства в Республике Бурятия, в 2013-2017 годах" не вошел.
Вышеназванным решением суда на администрацию возложена обязанность предоставить малоимущим гражданам Рогулевой Н.А. и её несовершеннолетней дочери Ерышевой Т.С. жилое помещение во внеочередном порядке.
В случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма (часть 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьи 86 этого же Кодекса, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, вышеприведенными положениями жилищного законодательства обязанность по обеспечению жильем малоимущих граждан и по предоставлению гражданам жилых помещений взамен аварийных и признанных непригодными к проживанию возлагается на органы местного самоуправления, в рассматриваемом случае на администрацию, как собственника муниципального имущества.
Названная правовая позиция согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 14 февраля 2017 года N 66-КГ16-14.
Следовательно, правовых оснований для отнесения расходов муниципального образования, понесенных в связи с предоставлением жилья Рогулевой Н.А, к расходным обязательствам Республики Бурятия не имеется.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций об обратном со ссылкой на часть 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 9 части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 07.07.2006 N 1732-III "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма" сделаны без учета положений статьи 1, части 1 статьи 2 названного Закона, устанавливающего порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых органами местного самоуправления по договорам социального найма, и основаны на неправильном толковании норм права.
В соответствии с частью 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нарушение либо неправильное применение норм материального права является основанием к отмене судебного акта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев дело, вправе отменить решение суда первой инстанции и (или) постановление апелляционного суда и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражными судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но при этом допущено неправильное применение норм материального права, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июня 2018 года по делу N А10-7872/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 августа 2018 года по тому же делу подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований администрации города Улан-Удэ о взыскании убытков в виде стоимости предоставленного Рогулевой Н.А. и её несовершеннолетней дочери Ерышевой Т.С. жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 июня 2018 года по делу N А10-7872/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 августа 2018 года по тому же делу отменить.
Принять новое решение. В удовлетворении иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.