город Иркутск |
|
20 мая 2024 г. |
Дело N А19-19265/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Курочкиной И.А., Левошко А.Н.,
при участии в открытом судебном заседании представителя муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска -Махняевой В.В. (доверенность от 29.12.2023, диплом паспорт),
рассмотрев кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Ритуал" г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 года по делу N А19-19265/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Ритуал" г. Иркутска (ОГРН: 1023801543765, ИНН: 3810002523, далее - МУП "Ритуал", предприятие, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Иркутской области в лице Министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, далее - Минфин, ответчик) о взыскании 56 895 рублей 74 копейки убытков, возникших в результате погребения умерших, личности которых не установлены за счет казны Иркутской области.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное образование город Иркутск в лице администрации города Иркутска (ОГРН: 1053808211610, ИНН: 3808131271, далее - администрация), Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (ОГРН: 1073808028271, ИНН: 3808170986, далее - Минсоцразвития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года, иск удовлетворен частично: с Иркутской области в лице Минфина за счет средств казны Иркутской области в пользу МУП "Ритуал" взыскано 38 477 рублей 24 копейки убытков, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе МУП "Ритуал", частично процитировав и указав на нарушение судами следующих норм права: статьи 9 и 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Закон N 8-ФЗ), статьи 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Закон N 184-ФЗ), статьи 1 Закона Иркутской области от 18.11.2009 N 82/48-оз (Закон N 82/48-оз), пункты 2, 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп "О службе по тарифам Иркутской области" (Положение N 303-пп), примеры судебной практики, просит решение и постановление изменить в части размеров взыскиваемых убытков, удовлетворить требование предприятия в полном объеме.
По мнению заявителя кассационной жалобы, убытки должны быть взысканы в полном объеме, рассчитанном как произведение тарифов, утверждённых постановлением администрации г. Иркутска от 21.01.2013 N 031-06-113/13 (в редакции от 18.12.2014 N 031-06-1525/14, далее - постановление N 031-06-113/13).
Общество полагает: судами допущено неправильное (расширительное) толкование статей 9 и 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Закон о погребении), что привело к неверному выводу и принятию незаконных судебных актов.
Отзывы на кассационную жалобу к дате и времени назначенного судебного заседания в канцелярию суда не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123, 186 АПК РФ (почтовые уведомления о вручении первичных извещений о судебных заседаниях, информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Присутствующий в судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено и материалами дела подтверждается следующее.
В целях регулирования экономической деятельности истца администрацией постановлением N 031-06-113/13) утверждены тарифы на услуги, оказываемые МУП "Ритуал" по погребению тел невостребованных умерших (погибших), умерших (погибших), личность которых не установлена.
В 2020-2022 годах стоимость услуг по погребению умерших, согласованная Службой по тарифам Иркутской области (письмо 28.11.2014 N 79-37-3858/14), составила: в летний период с 16 мая по 15 ноября - 8 460 рублей 37 копеек, в зимний период с 16 ноября по 15 мая - 13 325 рублей.
Из справок о смерти, актов выполненных работ, разрешений, справок о выдаче тела следует, что МУП "Ритуал" в период с апреля 2020 года по май 2022 года осуществил погребение 5 тел умерших, личность которых не установлена, на общую сумму 56 895 рублей 74 копейки, произведя расчет стоимости погребений согласно тарифам, утвержденным постановлением N 031-06-113/13.
Минфин отказал предприятию в возмещении понесенных им расходов на погребение со ссылкой на отсутствие у него соответствующей компетенции, что послужило основание для обращения предприятия в суд с соответствующим иском..
Суды двух инстанций пришли к выводу об обоснованности требований по праву и проверив расчет суммы иска, сочли неправомерным определение размера убытков по тарифам, утвержденным постановлением N 031-06-113/13, в связи с чем произвели иной расчет суммы убытков и частично отказали в иске.
Суд округа оснований для отмены судебных актов не усматривает, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о погребении при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Стоимость оказанных специализированной службой ритуальных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 настоящего Закона.
Согласно пункту 3 статьи 9 Закона о погребении стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет различных источников: Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации в зависимости от наличия либо отсутствия социального страхования умерших.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным главой 7 АПК РФ (справки о смерти, справки о захоронении, акты выполненных работ по погребению умерших (погибших) лиц, личность которых не установлена), суды признали доказанным факт захоронения МУП "Ритуал" с апреля 2020 года по май 2022 года 5 умерших невостребованных граждан, личности которых не установлены, в связи с чем пришли к выводу о наличии у субъекта Российской Федерации - Иркутской области в лице Минфина обязанности по возмещению спорных расходов.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых и распределении бремени доказывания необходимых для правильного разрешения спора обстоятельств, требования главы 7 АПК РФ судами не нарушены.
Довод МУП "Ритуал" о том, что размер убытков должен определяться как произведение тарифов, утверждённых N 031-06-113/13, отклоняется как необоснованный в связи со следующим.
В силу пункта 3 статьи 12 Закона о погребении услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи возмещаются в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 9 названного Закона.
Перечень услуг, предусмотренных статьей 12 Закона о погребении, аналогичен гарантированному перечню услуг, указанных в статье 9 названного Закона.
Пунктом 3 статьи 9 указанного Закона предусмотрено, что стоимость услуг, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определяется органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, стоимость услуг предприятия определена на основании тарифов, утверждённых постановлением N 031-06-113/13 в редакции от 18.12.2014 N 031-06-1525/14 (пункты 7.1, 8.1 Приложения 1). При этом указанная в приложении стоимость услуг Службой по тарифам Иркутской области, на основании которой осуществлен обществом расчет, в установленном порядке уполномоченным органом - не была согласована.
Следовательно, вывод судов об определении стоимости услуг предприятия, предъявленных за период с апреля 2020 года по май 2022 года в пределах минимального размера экономически оправданного уровня нормативных затрат, предусмотренного Федеральным законом от 19.12.2016 N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (Закон N 415-ФЗ) с учетом районного коэффициента при отсутствии нормативно установленной стоимости услуг, является правомерным.
При этом положения приведенных норм права, в том числе статей 9 и 12 Закона о погребении, судами истолкованы системно и во взаимосвязи с Законом N 415-ФЗ и с учетом установленных по настоящему делу фактов, в связи с чем довод общества о неправильном толковании судами статей 9 и 12 Закона о погребении отклоняется, как основанный на их ошибочном толковании самим заявителем кассационной жалобы применительно к установленным в настоящем деле обстоятельствам.
Приведенные в кассационной жалобе примеры судебной практики не могут быть приняты во внимание, поскольку судебные акты основаны на иных, отличных от настоящего дела доказательствах и при установлении иных фактических обстоятельств.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и по ходатайству лиц, участвующих в деле, его копия на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2023 года по делу N А19-19265/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года по тому же делу, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе МУП "Ритуал", частично процитировав и указав на нарушение судами следующих норм права: статьи 9 и 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Закон N 8-ФЗ), статьи 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (Закон N 184-ФЗ), статьи 1 Закона Иркутской области от 18.11.2009 N 82/48-оз (Закон N 82/48-оз), пункты 2, 5 Положения о службе по тарифам Иркутской области, утвержденное постановлением Правительства Иркутской области от 07.06.2012 N 303-пп "О службе по тарифам Иркутской области" (Положение N 303-пп), примеры судебной практики, просит решение и постановление изменить в части размеров взыскиваемых убытков, удовлетворить требование предприятия в полном объеме.
...
Общество полагает: судами допущено неправильное (расширительное) толкование статей 9 и 12 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (Закон о погребении), что привело к неверному выводу и принятию незаконных судебных актов."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 мая 2024 г. N Ф02-2270/24 по делу N А19-19265/2023