город Иркутск |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А58-7133/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Белоновской Г.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Авксентьевой О.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) представителя публичного акционерного общества "Якутскэнерго" Матвеевой Т.В. (доверенность от 16.05.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2017 года по делу N А58-7133/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Эверстова Р.И., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, г. Якутск; далее - ПАО "Якутскэнерго", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным распоряжения Окружной администрации города Якутска (далее - Администрация) от 17.06.2016 N 1017р "О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в части, а именно признать недействительным пункт 1 распоряжения в части придания объектам недвижимого имущества, указанным в приложении N 1 к распоряжению, статуса "Бесхозяйных" в части объектов: г. Якутск, ул. Жорницкого, д. 7/6а, 7/29, 7/30, Приложения N 1 "Перечень объектов, передающихся в эксплуатацию ПАО "Якутскэнерго" к распоряжению от 17.06.2016 N 1017р, с момента принятия оспариваемого распоряжения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2017 года, заявленные требования удовлетворены, признано недействительным распоряжение Администрации от 17.06.2016 N 1017р в части пункта 1 Приложения "Перечень объектов, передающихся в эксплуатацию ПАО "Якутскэнерго" к распоряжению Окружной администрации города Якутска N 882р от 02.06.2017 "О внесении изменения в распоряжение Окружной администрации города Якутска от 17.06.2016 N 1017р в части объектов: г. Якутск, ул. Жорницкого, д. 7/6а, 7/29, 7/30 с момента принятия оспариваемого распоряжения - с 17.06.2016. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Якутскэнерго".
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), статей 130, 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушения статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не приняли во внимание, что спорное недвижимое имущество не принадлежит Администрации на праве собственности, сделка договора дарения в установленном порядке не зарегистрирована; Администрация наделена полномочиями по определению организации, отвечающей за содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей, путем вынесения акта, возлагающего соответствующие обязанности на профессионального участника - теплосетевую организацию или теплоснабжающую организацию; срок, в течение которого орган местного самоуправления должен произвести действия по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости, не установлен; для того, чтобы до признания права муниципальной собственности уполномоченная организация не несла бремя содержания этого имущества орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования; выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕРГН) подтверждается отсутствие зарегистрированного за кем-либо права собственности; заявление подано обществом в суд по истечении установленного срока.
В отзыве на кассационную жалобу ПАО "Якутскэнерго" считает ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru). Администрация и Департамент своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель ПАО "Якутскэнерго" в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 11 января 2018 года до 18 января 2018 года до 11 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно договору от 11.07.2013 безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность (пожертвования) N 42/2013, заключенному между муниципальным унитарным предприятием (МУП) "Агентство по развитию территорий" (жертвователь) и Администрацией (одаряемый), с учетом дополнительного соглашения от 24.09.2013, жертвователь передает одаряемому имущество, указанное в приложении N 1, в собственность на цели, указанные в настоящем договоре (пункт 1.1.). Одаряемый использует полученное имущество в пределах использования их на решение вопросов местного значения, обозначенных в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и Уставе городского округа "город Якутск" для реализации следующих целей:
- включить в Реестр муниципальной собственности городского округа "город Якутск" завершенные строительством объекты инженерной инфраструктуры 16 квартала в г. Якутске, указанные в приложении N 1;
- прекратить право хозяйственного ведения МУП "Агентство по развитию территорий" на завершенные строительством объекты инженерной инфраструктуры 16 квартала в г. Якутске, указанные в приложении N 1 (пункт 1.3.).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении, пунктом 5 статьи 8 Закона о водоснабжении, постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 07.12.2004 N ПГС 25-6 "Об утверждении порядка постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества и последующей его передаче в муниципальную собственность города Якутска", распоряжением Администрации от 14.02.2013 N 169р "Об определении гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения и водоотведения га территории городского округа "Город Якутск", распоряжением Администрации от 27.06.2014 N 1034р "О присвоении статуса Единой теплоснабжающей организации для каждой территориальной зоны Схемы теплоснабжения городского округа "Город Якутск" и протоколом заседания постоянной комиссии по вопросам определения бесхозяйно содержащихся объектов недвижимого имущества на территории городского округа "Город Якутск" от 28.03.2016 N 01/16 Администрацией вынесено распоряжение от 17.06.2016 N 1017р "О придании объектам недвижимости статуса бесхозяйных, определении эксплуатирующих организаций и принятии мер по постановке объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Пунктами 1, 2, 4.1., 4.14 названного распоряжения объектам недвижимого имущества, указанным в приложении N N 1-13 к распоряжению, придан статус "Бесхозяйных". Общество определено обслуживающей организацией бесхозяйных сетей тепло-, водоснабжения, указанных в приложении N 1 к распоряжению. Департаменту поручено заключить договор эксплуатации бесхозяйного недвижимого имущества, указанного в приложении N 1 к распоряжению с ПАО "Якутскэнерго"; осуществить постановку объектов на учет в качестве бесхозяйного имущества в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество и сделок с ним.
В приложении N 1 к распоряжению с изменениями, внесенными распоряжением Администрации от 02.06.2017 N 882р, указан перечень объектов, передающихся в эксплуатацию общества, в который входят сети водоснабжения, в том числе расположенные по улице Жорницкого, дома 7/6а, 7/29, 7/30 (пункт 1).
ПАО "Якутскэнерго", полагая, что сети по адресу: город Якутск, улица Жорницкого, дом 7/6а, 7/29, 7/30 не отвечают признакам бесхозяйности, а именно имеют собственника в лице Администрации, и незаконное возложение обязанности по эксплуатации сетей на коммерческое предприятие приводит к дополнительному бремени содержания имущества, увеличивая затраты предприятия на содержание сетей, не принадлежащих обществу, как следствие, увеличению расходов, составляющих тариф, в связи с чем распоряжение Администрации от 17.06.2016 N 1017р в указанной части не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что в оспариваемой части акт Администрации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению по следующим мотивам.
Собственник в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (пункт 3).
Согласно пункту 6 статьи 15 Закона о теплоснабжении в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в обоснование своих доводов ПАО "Якутскэнерго" представило договор безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность (пожертвования) от 11.07.2013 N 42/2013, заключенный между Администрацией и МУП "Агентство по развитию территорий", с дополнительным соглашением от 24.09.2013; распоряжение Администрации от 24.12.2013 N 2480р "О принятии объектов инженерной инфраструктуры 16 квартала в муниципальную собственность городского округа "город Якутск"; акт приема-передачи от 11.07.2013.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, а также принимая во внимание, что спорные сети не были поставлены на учет и не были признаны бесхозяйными в установленном порядке, суды двух инстанций обоснованно признали, что сети, расположенные по улице Жорницкого, дома 7/6а, 7/29, 7/30, 16 квартал, не отвечают признакам бесхозяйности.
Исходя из положений части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого распоряжения, возложено на орган, его принявший.
Поскольку Администрация не доказала, что сети, расположенные по улице Жорницкого, дома 7/6а, 7/29, 7/30, 16 квартал, являются безхозяйными, правильными являются выводы судов о незаконности распоряжения Администрации от 17.06.2016 N 1017р в оспариваемой части.
Доводы заявителя кассационной жалобы, не оспаривающего наличие договора от 11.07.2013 безвозмездной передачи имущества в муниципальную собственность, акта приема-передачи имущества и распоряжения от 24.12.2013 N 2480р, о том, что сделка договора дарения в установленном порядке не зарегистрирована, а также об отсутствии зарегистрированного за кем-либо права собственности на спорные объекты, подлежат отклонению. Отсутствие зарегистрированного права собственности на объект недвижимости само по себе не может являться основанием для признания его безхозяйным, учитывая вышеназванные установленные судами обстоятельства.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2017 года по делу N А58-7133/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.