город Иркутск |
|
22 мая 2024 г. |
Дело N А74-1815/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования системы веб-конференции, представителей Министерства финансов Республики Хакасия - Борисовой Ю.А. (паспорт, доверенность от 29.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании), Бурнаковой Н.П. (паспорт, доверенность от 29.12.2023, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу управления образования администрации муниципального образования Ширинский район на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 ноября 2023 года по делу N А74-1815/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
управление образования администрации муниципального образования Ширинский район (далее - управление образования) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Министерству финансов Республики Хакасия (далее - министерство) о признании незаконным приказа от 02.02.2023 N 22-од "О проведении контрольного мероприятия".
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2024 года, в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление образования обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то обстоятельство, что Закон Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия", Положение о Министерстве финансов Республики Хакасия, утвержденное постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.05.2009 N 151 (далее соответственно - Закон N 93-ЗРХ, Положение о министерстве финансов) не предусматривают права министерства на проведение в отношении управления образования в рамках внутреннего бюджетного контроля проверки вопросов бюджетного процесса.
Кроме того, Федеральный стандарт внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208 (далее - Федеральный стандарт N 208), а также в принятый в целях его соблюдения Ведомственный стандарт осуществления Министерством финансов Республики Хакасия внутреннего государственного финансового контроля, утвержденный приказом министерства от 04.05.2021 N 108-од (в редакции приказа министерства от 30.05.2022 N 94-од; далее - Ведомственный стандарт N 108-од) не предусматривают типовой темы проведения проверки, указанной в оспариваемом приказе - проверка отдельных вопросов организации бюджетного процесса.
Как указано в кассационной жалобе, по вопросу правомерности проверки выполнения бюджетных назначений в части средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Хакасия на оплату труда, денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, судами не учтено, что соглашение от 01.02.2022 N 1-13 о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов муниципального образования Ширинский район Республики Хакасия заключено министерством не с администрацией муниципального образования (МО) Ширинский район, а с главой данного МО. Срок действия данного соглашения истек 31.12.2022, то есть до издания приказа о назначении проверки. Кроме того, указанное соглашение не содержит условий о предоставлении средств из республиканского бюджета, а управление образования не является общеобразовательной организацией.
Применительно к структурному подразделению управления образования - отделу опеки и попечительства - норматив формирования расходов на оплату труда муниципальных служащих, утвержденный постановлением Республики Хакасия от 27.04.2010 N 210, определяет, что в него не включаются расходы на финансирование фондов оплаты труда органов местного самоуправления, производимых за счет средств республиканского бюджета.
В отношении законности проверки использования управлением образования средств, направленных на обеспечение представления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированного фонда, судами не учтено, что данный вопрос также является предметом проверки администрации МО Ширинского района по приказу министерства от 03.02.2023 N 23-од.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судом округа заседания по рассмотрению кассационной жалобы извещены по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д. 17-18, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена на сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа и картотеки арбитражных дел в сети "Интернет".
Министерство в отзыве на кассационную жалобу отклонило ее доводы, просило оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 20.05.2024 до 14 часов 40 минут 22.05.2024, о чем в установленном порядке размещалось публичное уведомление.
В заседании суда округа представители министерства поддержали доводы отзыва на кассационную жалобу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами двух инстанций и следует из материалов дела, в 2022 году муниципальное образование Ширинский район на основании соглашений получало средства бюджета Республики Хакасия в виде субсидий, субвенций, дотаций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.
Согласно решению Совета депутатов МО Ширинский район от 08.07.2022 N 297 об утверждении бюджета муниципального образования Ширинский район на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, главным распорядителем расходов в сфере образования на 2022 год является управление образования, в том числе по расходам средств, полученных из республиканского бюджета Республики Хакасия в рамках реализации различных соглашений (субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов).
МО Ширинский район, администрация данного МО и управление образования наряду с иными муниципальными органами включены в План контрольных мероприятий на 2023 год по осуществлению внутреннего государственного финансового контроля, утвержденный министерством 20.12.2022. Темой контрольных мероприятий по данному плану в соответствующей части является проверка отдельных вопросов организации бюджетного процесса в 2022 году (т. 1 л.д. 63).
В отношении управления образования министерством издан приказ от 02.02.2023 N 22-од о проведении плановой выездной проверки за 2022 год по теме: "Проверка отдельных вопросов организации бюджетного процесса". Перечень основных вопросов, подлежащих изучению, приведен в приложении к приказу (программе проверки).
Программой проверки определены следующие вопросы:
1. правовое положение управления образования, состояние учета и отчетности;
2. проверка использования средств субсидий (подвопросы пунктов 2.1 - 2.6);
3. проверка использования средств субвенций (подвопросы пунктов 3.1 - 3.4);
4. проверка выполнения бюджетных назначений в части средств, предусмотренных на оплату труда, денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций (подвопросы пунктов 4.1 - 4.7);
5. проверка использования средств, направленных на обеспечение предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (подвопросы пунктов 5.1 - 5.5).
Управление образования, полагая, что приказ о проведении проверки в отношении него вынесен необоснованно, нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемый приказ соответствует действующему бюджетному законодательству.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции обоснованными.
Суд округа полагает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения на основании следующего.
Согласно части 3 статьи 32 Закона N 93-ЗРХ министерство является органом внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений на территории Республики Хакасия.
Государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета (статья 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее - БК РФ).
Полномочиями министерства финансов как органа внутреннего государственного финансового контроля являются, в частности:
1) контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных учреждений;
2) контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из республиканского бюджета, государственных контрактов;
3) контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета (пункт 1 статьи 269.2 БК РФ, пункты 1, 2 части 3 статьи 33 Закона N 93-ЗРХ, пункт 4.3.53 Положения о министерстве финансов).
Согласно пункту 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в частности, главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств, главные администраторы (администраторы) доходов соответствующего бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Из установленных судами обстоятельств следует, что управление образования является главным распорядителем расходов в сфере образования на 2022 год, в том числе по расходам средств, полученных из бюджета Республики Хакасия в рамках реализации различных соглашений о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов. В томе 2 настоящего дела имеются постановления администрации МО "Ширинский район" об объемах бюджетных ассигнований муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании Ширинский район" в 2018-2021 годах, в том числе из бюджета Республики Хакасия, исполнителем которой указано управление образования.
При этом довод кассационной жалобы о том, что соглашение с Республикой Хакасия от 01.02.2022 N 1-13, заключено муниципальным образованием, а не управлением образования, с учетом приведенного выше правового регулирования и установленных при рассмотрении дела фактических обстоятельств, не опровергает вывод судов о том, что заявитель кассационной жалобы является законным объектом внутреннего финансового контроля.
Кроме того, на основании Закона Республики Хакасия от 25.12.2009 N 148-ЗРХ "Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в Республике Хакасия и о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия государственными полномочиями по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних", Положения об Управлении образования администрации муниципального образования Ширинский район, утвержденного постановлением администрации МО Ширинский район от 19.06.2019 N 120, к полномочиям управления образования отнесено осуществление функций по реализации на территории Ширинского района государственных полномочий Республики Хакасия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.
В приказе от 02.02.2023 N 22-од в соответствии с пунктом 12 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, надлежащим образом определены тема контрольного мероприятия, наименование объекта контроля, проверяемый период, метод контроля, а также изложена иная необходимая информация.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды правильно исходили из того, что указанная в приказе от 02.02.2023 N 22-од тема плановой выездной проверки с учетом приложенной к нему программы проверки соответствует положениям пункта 13 Федерального стандарта N 208, пункта 7 Ведомственного стандарта N 108-од, определяющим типовые темы плановых контрольных мероприятий. При этом данные стандарты не устанавливают, что формулировка вопросов проверки, определенных уполномоченным органом в пределах предоставленных ему бюджетным законодательством полномочий, должна всегда полностью совпадать с наименованиями типовых тем указанных выше стандартов и не может быть определена контролирующим органом с учетом специфики деятельности объекта контроля.
В отношении довода управления образования о частичном совпадении предмета проверки администрации МО Ширинский район и управления образования, суд округа полагает, что орган государственного финансового контроля вправе осуществлять контрольные функции в отношении каждого объекта контроля и в том случае, когда соответствующие вопросы находятся в их совместном ведении как участников бюджетного процесса.
Более того, из установленных судами обстоятельств следует, что в настоящем случае управление образования в любом случае является надлежащим объектом контроля в соответствии с приказом министерства от 02.02.2023 N 22-од, а законность приказа от 02.02.2023 N 23-од о проведении проверки в отношении иного лица (администрации МО Ширинский район) является предметом рассмотрения в деле N А74-1816/2023 и не подлежит доказыванию в настоящем споре.
На основании изложенного, приказ от 02.02.2023 N 22-од о проведении плановой выездной проверки издан министерством в пределах предоставленных ему полномочий органа государственного финансового контроля.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании и применении управлением образования норм материального права к установленным по делу обстоятельством, являлись предметом рассмотрения судов и им дана надлежащая правовая оценка.
Исследование и оценка доказательств осуществлены судами по правилам главы 7 и статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы судов соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств и установленным по делу обстоятельствам.
При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену принятых по делу судебных актов, в том числе указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 30 ноября 2023 года по делу N А74-1815/2023, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В приказе от 02.02.2023 N 22-од в соответствии с пунктом 12 Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235, надлежащим образом определены тема контрольного мероприятия, наименование объекта контроля, проверяемый период, метод контроля, а также изложена иная необходимая информация.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суды правильно исходили из того, что указанная в приказе от 02.02.2023 N 22-од тема плановой выездной проверки с учетом приложенной к нему программы проверки соответствует положениям пункта 13 Федерального стандарта N 208, пункта 7 Ведомственного стандарта N 108-од, определяющим типовые темы плановых контрольных мероприятий. При этом данные стандарты не устанавливают, что формулировка вопросов проверки, определенных уполномоченным органом в пределах предоставленных ему бюджетным законодательством полномочий, должна всегда полностью совпадать с наименованиями типовых тем указанных выше стандартов и не может быть определена контролирующим органом с учетом специфики деятельности объекта контроля."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 мая 2024 г. N Ф02-2051/24 по делу N А74-1815/2023