город Иркутск |
|
26 октября 2018 г. |
Дело N А33-2802/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Попова О.А., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную арбитражного управляющего Качина Сергея Витальевича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2018 года по делу N А33-2802/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Инхиреева М.Н., суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Иванцова О.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю (место нахождения: город Красноярск;
далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Качина Сергея Витальевича (далее - арбитражный управляющий, Качин С.В.) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2018 года, требование управления удовлетворено, Качин С.В. привлечен к административной ответственности по части 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на шесть месяцев.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, арбитражный управляющий обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами допущено неправильное применение норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает на несостоятельность доводов, изложенных в жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание своих представителей не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Как установлено судами и следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Красноярского края от 04 февраля 2015 года по делу N А33-10982/2014 заявление о признании общества с ограниченной ответственностью "Производственное объединение "КрасноярскПромЭнерго" (ИНН 2465225071, ОГРН 1092468033272, город Красноярск, далее - должник, "ПО "КрасноярскПромЭнерго") банкротом признано обоснованным, в отношении него введена процедура наблюдения, временным управляющим утвержден Шманай Виктор Иванович.
Решением суда от 05 мая 2015 года "ПО "КрасноярскПромЭнерго" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Определением суда от 16 июня 2015 года конкурсным управляющим должника утвержден Шманай В.И.
Определением суда от 01 июня 2017 года Шманай В.И. освобожден от исполнения обязанностей конкурсного управляющего должника, конкурсным управляющим общества с ограниченной ответственностью "ПО "КрасноярскПромЭнерго" утвержден Качин С.В.
Определением от 25.12.2017 срок конкурсного производства в отношении должника продлен до 06.02.2018.
Определением от 13.02.2018 срок конкурсного производства в отношении должника продлен до 15.05.2018.
По результатам административного расследования должностным лицом управления составлен протокол об административном правонарушении N 00102418 от 02.02.2018 в отношении арбитражного управляющего Качина С.В. в котором зафиксировано неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных пунктом 1, абзацами 2, 4 пункта 6 статьи 28, пунктом 1 статьи 128, пунктом 3 статьи 143 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), пунктом 3.1 Порядка формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок N 178).
В соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях управление обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая арбитражного управляющего к административной ответственности, суд первой инстанции, установив признаки повторности, исходил из наличия в действиях арбитражного управляющего признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, в том числе, за неисполнение арбитражным управляющим обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
В силу пункта 3 статьи 143 Закона о банкротстве конкурсный управляющий обязан по требованию арбитражного суда предоставлять арбитражному суду все сведения, касающиеся конкурсного производства, в том числе отчет о своей деятельности.
Согласно пунктам 10, 11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) конкурсным управляющим, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 N 299 (далее - Правил подготовки отчетов) отчеты конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства должны содержать сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 143 Закона о банкротстве. К отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Судами установлена вина арбитражного управляющего в непредставлении в срок до 19.06.2017, 21.08.2017, 19.09.2017, 16.10.2017 документов во исполнение определений от 27.01.2017, 22.06.2017, 24.08.2017, 26.09.2017 (соответственно) по делу N А33-16591/2015.
Определением арбитражного суда Красноярского края от 24 октября 2017 года по делу N А33-10982/2014 в связи с неисполнением требований суда на конкурсного управляющего наложен судебный штраф в размере 5000 рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях арбитражного управляющего объективной стороны вменяемого правонарушения.
Довод заявителя кассационной жалобы о повторности привлечения к ответственности правомерно отклонён судами, поскольку назначение судебного штрафа не является административной ответственностью за допущенное правонарушение и согласно части 5 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не исключает возможность привлечения конкурсного управляющего к административной ответственности.
Пунктом 1 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с указанным законом, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом. В качестве официального издания, осуществляющего опубликование сведений, предусмотренных Законом о банкротстве, распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 1049-р, определена газета "Коммерсантъ".
Пунктом 6 статьи 28 Закона о банкротстве установлено, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат, в том числе, сведения об утверждении арбитражного управляющего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном статьей 28 Закона о банкротстве. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Согласно пункту 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" если в судебном заседании была объявлена только резолютивная часть судебного акта о введении процедуры, применяемой в деле о банкротстве, утверждении арбитражного управляющего либо отстранении или освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей, продлении срока конкурсного производства или включении требования в реестр (часть 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), то датой соответственно введения процедуры, возникновения либо прекращения полномочий арбитражного управляющего, продления процедуры или включения требования в реестр (возникновения права голоса на собрании кредиторов) будет дата объявления такой резолютивной части, при этом срок на обжалование этого судебного акта начнет течь с даты изготовления его в полном объеме.
Установив то обстоятельство, что резолютивная часть определения Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-10982/2014, которым утверждён конкурсный управляющий, объявлена 30.05.2017, суды пришли к правильным выводам о том, что обязанность по опубликованию соответствующих сведений должна быть исполнена Качиным С.В. в срок до 09.06.2017.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что соответствующее объявление опубликовано в газете "Коммерсантъ" 16.12.2017 за N 77032461659.
Таким образом, как верно указали суды, арбитражный управляющий допустил нарушение установленного законом срока направления сведений, подлежащих опубликованию в газете "Коммерсантъ", тем самым не исполнил обязанности, возложенные на него абзацами 2, 4 пункта 6 статьи 28, пунктом 1 статьи 128 Закона о банкротстве.
Кроме того, в вину арбитражному управляющему вменяется неисполнение обязанности по опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве в установленный законом срок сведений об утверждении конкурсного управляющего.
Порядок формирования и ведения Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве, утвержден приказом Минэкономразвития России от 05.04.2013 N 178 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.1 Порядка сведения подлежат внесению (включению) в информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных названным пунктом. В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 01 июня 2017 года (резолютивная часть объявлена 30.05.2017) конкурсным управляющим должника утвержден Качин С.В.
Следовательно, арбитражный управляющий должен был опубликовать сведения об утверждении его конкурсным управляющим должника в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в срок до 02.06.2017 (включительно).
Как верно установили суды, и не оспаривается арбитражным управляющим, указанное сообщение было опубликовано 13.06.2017 за N 1854783, то есть с нарушением установленного трехдневного срока.
При указанных выше обстоятельствах, является верным вывод судов о нарушении арбитражным управляющим положений пункта 1 статьи 28, пункта 6 статьи 28, пункта 1 статьи 128 Закона о банкротстве, пункта 3.1 Порядка N 178.
Установив признаки повторности, суды первой и апелляционной инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Качина С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не оспаривая факт установленных нарушений по существу, в кассационной жалобе приведен довод о наличии оснований для применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности деяния.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции (пункт 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Соответственно, из содержания статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктов 18, 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует вывод о том, что оценка деяния на предмет наличия признаков малозначительности входит в компетенцию исключительно судов первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции такого рода полномочиями не наделен. При таких обстоятельствах, довод кассационной жалобы арбитражного управляющего о наличии оснований для применения норм о малозначительности деяния арбитражным судом кассационной инстанции отклоняется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 марта 2018 года по делу N А33-2802/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
О.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.