город Иркутск |
|
29 октября 2018 г. |
Дело N А78-15061/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 марта 2018 года по делу N А78-15061/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Судакова Ю.В., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
администрация городского округа закрытого административно-территориального образования п. Горный Забайкальского края (ОГРН 1057524019365, ИНН 7533000776, п. Горный Забайкальского края; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (далее - Управление Росреестра по Забайкальскому краю, регистрирующий орган, Управление) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 05.07.2017 N 75/17-27545 в отношении 35 объектов (земельных участков), образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером 75:19:000000:48, расположенного по адресу: Россия, Забайкальский край, Улетовский район, а также о признании незаконным решения Управления от 05.10.2017 N 75/17-39679.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 29 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права и нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что из решения Управления о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права невозможно определить, в чем заключается нарушение законодательства; информация текстовой части межевого плана не противоречит информации XML-схемы межевого плана; вывод судов об отсутствии нарушения прав заявителя является ошибочным, Администрация при подаче заявления в регистрирующий орган об осуществлении государственного кадастрового учета выступала не от своего имени, а от имени и по приказу собственника исходного земельного участка; Управлением уже совершались действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации на основании аналогичных приказов Департамента по заявлениям Администрации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, администрация провела межевание земельных участков под многоквартирными домами п. Горный и обратилась в Департамент с просьбой согласовать схему расположения 35-ти земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома (МКД) п. Горный, для дальнейшего оформления в общую долевую собственность и передачи их в собственность городского округа ЗАТО п. Горный Забайкальского края.
Приказом Департамента от 17.03.2017 N 761 (далее - Приказ N 761) утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная в связи с образованием из земельного участка с кадастровым номером 75:19:000000:48, площадью 565 720 452 кв. м, с местоположением: Забайкальский край, район Улетовский, категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование - под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения, 35-ти земельных участков с указанными в приказе условными номерами (пункт 1). Установлено, что Администрация имеет право обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего приказа, а также с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России (пункт 2).
Администрация 22.06.2017 обратилась в Управление Росреестра по Забайкальскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении 35 земельных участков под МКД.
Уведомлением от 05.07.2017 N 75/17-27545 Управление сообщило Администрации о приостановлении осуществления действий по кадастровому учету и регистрации права собственности Российской Федерации в отношении земельных участков, указав на то, что в представленном межевом плане, подготовленном в связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 75:19:000000:48, в измененных границах в соответствии с Приказом N 761 категория образуемых земельных участков - "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование - "Под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения", однако в XML-схеме межевого плана, представленном в форме электронного документа, в разделе "Общие сведения об образуемых земельных участках" указаны кадастровые номера объектов капитального строительства, назначение которых в соответствии со сведениями ЕГРН - многоквартирные дома.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Для устранения причин приостановления рекомендовано представить документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, подготовить межевой план в соответствии с Законом о регистрации.
Решением от 10.08.2017 заседания апелляционной комиссии Управления Росреестра по Забайкальскому краю заявление об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от 05.07.2017 N 75/17-27545 отклонено.
Решением Управления от 05.10.2017 N 75/17-39679 в осуществлении государственного кадастрового учета отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственно регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) в связи с тем, что в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Администрация, полагая, что названные решения о приостановлении и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета не соответствуют закону и нарушают её права и законные интересы, обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые акты регистрирующего органа не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, действий и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия, возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Кодекса); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на заявителе (статья 65 Кодекса).
Выполняя требования приведенных норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обоснованно включили в предмет доказывания (судебного исследования) по делу совокупность следующих обстоятельств: соответствия (несоответствия) решений регистрирующего органа о приостановлении и об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета действующему законодательству, нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили отсутствие совокупности условий, необходимых для признания незаконными оспариваемых решений Управления Росреестра по Забайкальскому краю.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (статья 27 Федерального закона N 218-ФЗ).
Судами установлено, что у регистрирующего органа имелись основания, предусмотренные пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, для приостановления кадастрового учета, поскольку в представленном межевом плане, подготовленном в связи с образованием земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером 75:19:000000:48, в измененных границах в соответствии с Приказом N 761 категория образуемых земельных участков указана "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и земли иного специального назначения", разрешенное использование - "Под объекты обороны, безопасности, космического обеспечения", однако в XML-схеме межевого плана, представленном в форме электронного документа, в разделе "Общие сведения об образуемых земельных участках" указаны кадастровые номера объектов капитального строительства, назначение которых в соответствии со сведениями ЕГРН - многоквартирные дома.
Кроме того, пунктами 2, 3 Приказа N 761 право собственности на вновь образуемые земельные участки закреплено за Российской Федерацией, а право постоянного (бессрочного) пользования за ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России, в то время как согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Поскольку основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета Администрацией не устранены, Управление Росреестра по Забайкальскому краю правомерно отказало в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, проверены, однако, не могут быть учтены, как необоснованные.
Кроме того, согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане.
Приказом N 761 Администрации предоставлено право обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета образуемых земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего приказа, а также с заявлением об осуществлении государственной регистрации права собственности Российской Федерации и права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "УЛХиП" Минобороны России.
Администрация не является правообладателем земельных участков и (или) расположенных на них объектов; какие-либо иные полномочия Администрации, касающиеся действий в отношении земельных участков, помимо обращения без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета, упомянутым приказом не определены; приказ не наделяет Администрацию полномочием на обращение в суд от имени собственника, которым является Российской Федерации, в том числе в случае отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о недоказанности нарушения отказом Управления в осуществлении действий по государственному кадастровому учету прав и законных интересов Администрации, не являющейся правообладателем земельных участков и (или) расположенных на них объектов.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 29 марта 2018 года по делу N А78-15061/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июня 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку основания для приостановления осуществления государственного кадастрового учета Администрацией не устранены, Управление Росреестра по Забайкальскому краю правомерно отказало в осуществлении государственного кадастрового учета на основании статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, проверены, однако, не могут быть учтены, как необоснованные.
Кроме того, согласно части 5 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ в случае осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект недвижимости, принадлежащий Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (поступающий в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), от их имени при подаче заявлений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав выступают уполномоченные органы государственной власти, органы местного самоуправления либо уполномоченные юридические лица и граждане."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 октября 2018 г. N Ф02-4685/18 по делу N А78-15061/2017
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4685/18
22.06.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2448/18
26.04.2018 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2448/18
29.03.2018 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-15061/17