город Иркутск |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А10-565/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 мая 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей Качукова С.Б., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2023 года по делу N А10-565/2022, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124, далее - ООО "ЭкоАльянс", общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к казенному учреждению "Администрация муниципального образования сельское поселение "Усойское Эвенкийское" (ОГРН 1020300524188, ИНН 0302100393, далее - администрация, ответчик) о взыскании 37 409 рублей 03 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) за период с января 2021 года по октябрь 2021 года, 5 255 рублей 08 копеек пени за период с 11.02.2021 по 15.01.2022 с последующим начислением по день фактической оплаты долга, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2022 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 203 рубля 57 копеек задолженности, 23 рубля 30 копеек пени за период с 12.02.2021 по 15.01.2022, пени с 16.01.2022 по день фактической оплаты задолженности, 10 рублей 60 копеек расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 ноября 2022 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Суд кассационной инстанции указал о необходимости проверки расчета платы за услуги по обращению с ТКО за спорный период на соответствие действующим нормативным актам.
При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика 37 409 рублей задолженности за услуги по обращению ТКО за период с января 2021 года по октябрь 2021 года, 4 355 рублей 99 копеек пени за период с 11.02.2021 по 15.01.2022 с последующим начислением по день фактической оплаты долга, 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 27 февраля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Республики Бурятия (ОГРН 1050302689810, ИНН 0326026773).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года, иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 23 192 рубля 72 копейки задолженности за услуги по обращению с ТКО, 11 596 рублей 88 копеек пени, и пени по день фактической оплаты задолженности.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, истец обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой со ссылкой на нарушение судами норм материального и процессуального права просит их отменить.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с расчетом объема оказанных услуг по обращению с ТКО. По мнению истца, оснований для применения норматива, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 23.08.2023 N 489 "Об утверждении временных нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия в отношении отдельных категорий объектов, на которых образуются твердые коммунальные отходы" (далее - Постановление N 489), за период до вступления в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции (17.02.2022), не имеется.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование регионального оператора о взыскании задолженности за оказанные услуги по обращению с ТКО.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "ЭкоАльянс" является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Республики Бурятия.
Региональному оператору от администрации поступила заявка на заключение договора с указанием способа складирования, графика вывоза (еженедельно, четверг), адреса образования твердых коммунальных отходов (Республика Бурятия, Баунтовский район, п. Россошино, ул. Центральная, д. 1).
Правоотношения сторон урегулированы договором на оказание услуг по обращению с ТКО от 29.01.2021N 230150001578 (с учетом дополнительных соглашений от 27.05.2021, от 31.10.2021).
В период с января 2021 года по октябрь 2021 года региональный оператор оказал ответчику услуги по обращению с ТКО, в подтверждение чего представил акты об оказании услуг, данные системы ГЛОНАСС, выписку передвижения мусоровоза.
Факт оказания региональным оператором услуг по обращению с ТКО ответчиком не оспаривался.
При определении объема оказанных ответчику услуг по обращению с ТКО истец применил норматив накопления ТКО, установленный постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.10.2017 N 502 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия" (в редакции постановлений Правительства Республики Бурятия от 20.05.2020 N 285, от 10.10.2020 N 733 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16.10.2017 N 502").
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязательства по оплате задолженности послужило основанием для обращения регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Вступившим в законную силу 17.02.2022 решением Верховного суда Республики Бурятия от 09 сентября 2021 года по делу N 3а-62/2021 постановления Правительства Республики Бурятия от 20.05.2020 N 285 и от 10.10.2020 N 733 признаны недействующими, поскольку рассчитаны с нарушением процедуры определения нормативов накопления ТКО, установленной Правилами определения нормативов накопления ТКО.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статью 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11, 13.4, 23, 24.7, Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, разъяснения, приведенные в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" (далее - Постановление N 50), постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена" (далее - Постановление N 63), признали неправомерным применение в расчете объема услуг нормативов накопления ТКО, признанных недействующими, в связи с чем определили объем оказанных услуг с учетом заменяющих нормативов.
Разногласия сторон на стадии кассационного обжалования касаются объема оказанных услуг, а именно подлежащего применению в спорный период норматива накопления (ранее установленного или замещающего).
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа по результатам рассмотрения кассационной жалобы не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Правильно применив нормы материального права, исследовав и оценив в порядке главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе выписку из Единого государственного реестра недвижимости, заявку на заключение договора, договор от 29.01.2021 N 230150001578 (с учетом дополнительных соглашений от 27.05.2021, от 31.10.2021, акты об оказании услуг, счета на оплату, сведения системы ГЛОНАСС, выписку передвижения мусоровоза), суды установили факт заключения с ответчиком договора на оказание услуг по обращению с ТКО на условиях типового, факт оказания администрации услуг по обращению с ТКО в спорный период и в отсутствие доказательств оплаты задолженности пришли к правильному выводу об обязанности ответчика оплатить услуги истца.
Проверив представленный истцом расчет задолженности, суды признали его неверным. Так, суды установили, что вступившим в законную силу решением Верховного Суда Республики Бурятия от 09 сентября 2021 года по делу N 3а-62/2021 признан недействующим норматив накопления для категории "административные, офисные учреждения", утвержденный постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.05.2020 N 285, примененный обществом при расчете объема оказанных услуг за спорный период. Указанное судебное решение вступило в законную силу 17.02.2022.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4 Постановления N 63, споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Согласно пункту 6 Постановления N 63 признание нормативного правового акта недействующим, в том числе с даты, отличной от дня его принятия, по смыслу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия этого акта.
По смыслу приведенных положений, признание нормативного правового акта недействующим после указанной судом даты, с учетом исследованных судом мотивов такого признания, исключает возможность его применения в целях определения подлежащего оплате объема ТКО, после установленной судом даты, в том числе относительно требований за периоды, предшествующие наступлению такой даты.
Следовательно, расчет платы на основании признанного недействительным нормативного акта является незаконным.
Постановлением N 489 для общества (регионального оператора) установлены временные нормативы накопления ТКО на территории Республики Бурятия, в частности, годовой норматив по категории "административные, офисные учреждения" в размере 0,23 куб.м/год на 1 кв. метр общей площади. На заменяющий характер нормативного правового акта указывает приведенная в нем ссылка на постановление Правительства Республики Бурятия от 16.10.2017 N 502. Норматив потребления, установленный Постановлением N 489, является действующим. Доказательства обратного материалы дела не содержат.
Учитывая правовое регулирование и установленные по делу обстоятельства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о необходимости использования при определении объема оказанных услуг норматива накопления, установленного заменяющим нормативным правовым актом. Выводы судов основаны на правильном применении норм материального права.
Несоответствие выводов судов, содержащихся в решении и постановлении, фактическим обстоятельствам дела или имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения замещающего норматива до даты вступления в законную силу судебного акта суда общей юрисдикции отклоняются с учетом приведенного правового регулирования и разъяснений, изложенных в пунктах 6 и 8 Постановления N 63, абзаце седьмом пункта 38 Постановления N 50.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Поскольку кассационная жалоба оставлена без удовлетворения, расходы по уплате государственной пошлины за ее рассмотрение в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2023 года по делу N А10-565/2022 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 февраля 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
С.Б. Качуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд оставил без изменения решение о частичном удовлетворении иска о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, указав на неправомерность применения недействующих нормативов накопления. Суд кассационной инстанции подтвердил правильность расчетов, основанных на действующих нормативных актах, и отклонил доводы о необходимости применения старых норм. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2024 г. N Ф02-2068/24 по делу N А10-565/2022
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2068/2024
21.02.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3420/2022
12.12.2023 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-565/2022
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4825/2022
14.08.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3420/2022
01.06.2022 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-565/2022