город Чита |
|
21 февраля 2024 г. |
Дело N А10-565/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2024 года.
В полном объеме постановление изготовлено 21 февраля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой И.Н.,
судей: Мациборы А.Е., Горбатковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Юнусовой К.О.., при участии посредством ВКС представителя истца Макеевского А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" на решение Арбитражного суда Республики Бурятии от 12 декабря 2023 года по иску общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124) к казенному учреждению "Администрация муниципального образования сельское поселение "Усойское Эвенкийское" (ОГРН 1020300524188, ИНН 0302100393) о взыскании 37 409, 03 руб. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в период январь - октябрь 2021 года, пени в сумме 5255, 08 руб. за период с 11.02.2021 по 15.01.2022, пени с 16.01.2022 по день фактической оплаты задолженности, 2000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины
УСТАНОВИЛ:
истец обратился в Арбитражный суд Республики Бурятии с вышеуказанным иском о взыскании с ответчика 37 409 рублей 03 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в период январь - октябрь 2021 года, 5 255 рублей 08 копеек пени за период с 11.02.2021 по 15.01.2022, пени с 16.01.2022 по день фактической оплаты задолженности, 2 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 01 июня 2022 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2022 года, требования удовлетворены частично, взыскано с казенного учреждения "Администрация муниципального образования сельское поселение "Усойское Эвенкийское" (ОГРН 1020300524188, ИНН 0302100393) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоАльянс" (ОГРН 1083808010846, ИНН 3808182124) 203 рубля 57 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в период апрель - октябрь 2021 года, 23 рубля 30 копеек пени за период с 12.05.2021 по 15.01.2022, пени с 16.01.2022 по день фактической оплаты задолженности, 10 рублей 60 копеек судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 30 ноября 2022 принятые по делу судебные акты отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении истцом требования были уточнены, просил о взыскании с ответчика 37 409 рублей задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказанные в период январь - октябрь 2021 года, 4 355 рублей 99 копеек пени за период с 11.02.2021 по 15.01.2022, пени с 16.01.2022 по день фактической оплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия 12 декабря 2023 года иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 23 192 рубля 72 копейки задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период апрель - октябрь 2021 года, пени в сумме 11 596 12 рублей 88 копеек за период с 12.05.2021 по 15.01.2022, также определены ко взысканию пени с 16.01.2022 по день фактической оплаты задолженности и взыскано 6 664 рубля 00 копеек в счет судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу в которой указывает на то что судом первой инстанции неверно истолковано содержание разъяснений Верховного суда Российской Федерации, неверно определен период применения признанных недействительными нормативно- правовых актов, судом не исследовалась мотивировочная часть решения Верховного суда Республики Бурятия от 09.09.2021 по делуN 3А-62/2021-М-56/2021, правовая оценка применительно к рассматриваемому спору не давалась, суд не применил нормативы, действующие в спорный период, и необоснованно пришел к выводу о возможности распространения действий ранее принятых нормативов в отсутствие заменяющих.
О месте и времени судебного заседания, участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ответчик, третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ, в пределах, изложенных в ней доводов (абз.3 п. 27 Постановление Пленума ВС РФ от 30.06.2020 N 12),
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с Соглашениями об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия от 14.05.2018 (Зона N 1) и от 20.06.2018 (Зона N 2, Зона N 3) заключенными между Министерством природных ресурсов Республики Бурятия и ООО "ЭкоАльянс", последнему присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия.
С 01.04.2019 года ООО "ЭкоАльянс" приступило к организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Бурятия.
Истцом от ответчика получена заявка на заключение договора по адресу объекта: Республика Бурятия, Баунтовский район, п. Россошино, ул. Центральная, 1, в связи с чем, истцом составлен и направлен ответчику проект договора N 230150001578 от 29.01.2021 с датой начала оказания услуг по обращению ТКО - 01.01.2021, в последующем направлены дополнительные соглашения от 27.05.2021, от 31.10.2021 которые не подписаны.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости - здание администрации, расположенное по адресу: Республика Бурятия, Баунтовский Эвенкийский район, п. Россошино, ул. Центральная, д. 1 имеет площадь 300,4 кв.м.
Отсутствие оплаты в полном объеме оказанных в спорный период услуг, послужило основанием для обращения регионального оператора, с соблюдением претензионного порядка, в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89 "Об отходах производства и потребления", Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правили коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, того факта, что то спорные услуги оказаны региональным оператором на условиях типового договора., а также исходил из необходимости применения нормативов накопления ТКО, установленных постановлением Правительства Республики Бурятия от 23.08.2023 N489 (далее - Постановление N 489), а не норматива, установленного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 16.10.2017 N502, при этом проанализировав постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", Обзор судебной практики Верховного суда РФ N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.2010 N 6171/10.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В данном случае судебный акт обжалуется в части, поскольку истец не согласен с расчетом задолженности произведённой судом исходя из временного замещающего норматива накопления ТКО, установленного Постановлением Правительства Республики Бурятия от 23.08.2023 N 489 (далее - Постановление N 489), согласно которому, годовой норматив для объекта категории "административные, офисные учреждения" установлен в размере 0,23 куб.м. в год на 1 кв. метр общей площади, поскольку считает, что в расчете должен применяться норматив 0,35 куб.м., установленный Постановлением Правительства РБ от 20.05.2020 N 285 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16.10.2017 N 502" (далее - Постановление N 285)), за 1 кв. метр общей площади.
Рассматривая данную позицию истца, суд апелляционной инстанции не может с нею согласится согласиться в силу следующего.
Постановление Правительства Республики Бурятия от 20.05.2020 N 285 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16.10.2017 N 502" (далее - Постановление N 285), постановление Правительства Республики Бурятия от 10 декабря 2020 N 733 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 16.10.2017 N 502 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия" решением Верховного суда Республики Бурятия от 09.09.2021 по делу N 3А-62/2021-М-56/2021, остановленным без изменения Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 17.02.2022 - признаны недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.
Также данным решением на Правительство Республики Бурятия возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанные недействующими Постановления Правительства Республики Бурятия, в срок до 31.12.2022.
С учетом правовой позиции, отраженной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", пунктах 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", пункте 10 Обзора судебной практики Верховного суда РФ N 2 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.09.2010 N 6171/10, суд первой инстанции верно указал, что признание нормативного правового акта недействующим исключает возможность его применения после установленной судом даты, в том числе относительно требований, предшествующих наступлению такой даты.
Таким образом, доводы апеллянта о том, что к спорным правоотношениям должны быть применены нормативы накопления ТКО на территории Республики Бурятия в период их действия по указанным постановлениям, вплоть до 17.02.2022, подлежат отклонению как необоснованные.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 23.08.2023 N 489 (далее - Постановление N 489) утверждены временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия в отношении отдельных категорий объектов, на которых образуются твердые коммунальные отходы; приостановлено до 01.09.2024 действие пунктов 1-4 нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия от 16.10.2017 N502 "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Республики Бурятия", при рассмотрении данного дела судом первой инстанцией, названое постановление являлось действующим.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена", споры об оплате ресурса за соответствующий период регулирования, в том числе за время, предшествующее вступлению в законную силу решения суда, которым признан недействующим нормативный правовой акт, подлежат рассмотрению исходя из регулируемой цены, установленной заменяющим нормативным правовым актом.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции, обоснованно принял для расчета за основу вышеуказанный нормативный акт, как замещающий, которым годовой норматив накопления ТКО для административного учреждения установлен в размере 0,23 м3, рассчитав с учетом данной величины размер задолженности в сумме 23192,72 рубля, и исчислив исходя из указанных обстоятельств неустойку, оснований не согласится с расчетами и выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела, доводы апелляционной жалобы проверены в полном объеме, они не опровергают правильные выводы суда первой инстанции и не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для отмены или изменения принятого судом первой инстанции законного и обоснованного решения. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судей, в связи с чем, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству указанных лиц копии постановления на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Лица, участвующие в деле, могут получить информацию о движении дела в общедоступной базе данных Картотека арбитражных дел по адресу www.kad.arbitr.ru.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 12 декабря 2023 года по делу N 10-565/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Филиппова |
Судьи |
А.Е.Мацибора |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-565/2022
Истец: ООО ЭКОАЛЬЯНС
Ответчик: КУ Администрация МО СП Усойское Эвенкийское
Хронология рассмотрения дела:
24.05.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2068/2024
21.02.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3420/2022
12.12.2023 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-565/2022
30.11.2022 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4825/2022
14.08.2022 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3420/2022
01.06.2022 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-565/2022