город Иркутск |
|
24 мая 2024 г. |
Дело N А33-33136/2022 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе судьи Курочкиной И.А.
рассмотрев кассационную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная сетевая компания - Россети" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2023 года по делу N А33-33136/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 января 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Федеральная сетевая компания - Россети" (ОГРН 1024701893336, ИНН 4716016979, далее - общество, ПАО "Россети") обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (ОГРН 1022402675965, ИНН 2466009115, далее - антимонопольный орган, Управление, Красноярское УФАС России) об отмене постановления от 14.11.2022 о назначении административного наказания по делу N 024/04/9.21-1479/2022 об административном правонарушении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЛиКом" (далее - ООО "ЛиКом", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2023 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 января 2024 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ПАО "Россети" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, производство по делу прекратить.
Заявитель кассационной жалобы полагает ошибочными выводы судов о неприменимости положений пункта 40(5) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), ввиду отсутствия точек присоединения объектов ООО "ЛиКом" к сетям ПАО "Россети" и, соответственно, отсутствием ранее присоединенной мощности; по мнению заявителя, в Правилах N 861 отсутствует обязанность сетевой организации осуществить технологическое присоединение объектов заявителей опосредовано от объектов сетевого хозяйства, принадлежащих иным собственникам, за исключением случаев перераспределения мощности (пункт 40(4) Правил N 861); ПАО "Россети" указывает на правомерность аннулирования заявки ООО "ЛиКом", поскольку в данном случае не было установлено некомплектности заявки, а установлена невозможность технологического присоединения объектов ООО "ЛиКом".
Отзывы на кассационную жалобу не поступили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений части 5.1 статьи 211, статьи 288.2 данного Кодекса и разъяснений, изложенных в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции".
Проверив правильность применения судами норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в Красноярское УФАС России 13.05.2022 поступила жалоба ООО "ЛиКом" на действия ПАО "ФСК ЕЭС" (в настоящее время - ПАО "Россети") по аннулированию заявки на увеличение мощности. Причиной отклонения заявки послужило то обстоятельство, что объект электроснабжения - завод по производству кирпича не имеет технологического присоединения к сетям ПАО "ФСК ЕЭС".
Определением от 09.06.2022 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведения административного расследования ООО "ЛиКом" представляло пояснения, из которых следовало, что питающим центром для объектов электросетевого хозяйства ООО "ЛиКом" является принадлежащая ПАО "ФСК ЕЭС" ПС N 9 "БУР-1" 220/110/10 кВ, технологическое присоединение к которой согласно справке о выполнении технических условий на присоединение новых и дополнительных мощностей к электрическим сетям филиала "КАТЭКэлектросеть" и акту разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон от 15.09.2009 осуществлено опосредованно, посредством ЛЭП ЮкВ ф.9-11, принадлежащей ИП Мальчикову В.В. Вместе с тем, ИП Мальчиков В.В. не является сетевой организацией, так как не оказывает услуги по передаче электрической энергией. Кроме этого, в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии N 016/3-151 (приложение N 8 к договору) ПАО "Красноярскэнергосбыт" оплачивает ПАО "Россети" услуги по передаче электрической энергии ООО "ЛиКом". Законодательство не обязывает собственника энергопринимающих устройств, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, перераспределять принадлежащую ему максимальную мощность в пользу иных лиц. Кроме того, ООО "ЛиКом" отметило, что не располагает сведениями о наличии у ИП Мальчикова В.В. свободной мощности. По мнению ООО "ЛиКом", увеличение мощности должно осуществить именно ПАО "Россети".
В свою очередь, ПАО "ФСК ЕЭС" пояснило, что у ООО "ЛиКом" и ПАО "Россети" отсутствуют совместные точки присоединения, третье лицо присоединено к электросетевым объектам ИП Мальчикова В.В. Аннулируя заявку N 4111655, ПАО "ФСК ЕЭС" указало на невозможность осуществления данного присоединение, а именно: на отсутствие в приложенных документах точек присоединения объектов ранее присоединенной мощности; кроме того, со ссылкой на акт разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности от 19.08.2016 между ПАО "ФСК ЕЭС" и ИП Мальчиковым В.В., владельцем объектов электросетевого хозяйства, к которому фактически присоединены объекты ООО "ЛиКом" был указан ИП Мальчиков В.В, в связи с чем третьему лицу было сообщено, что для осуществления технологического присоединения с параметрами, указанными в его заявке, необходимо обратиться именно к ИП Мальчикову В.В.
По мнению ПАО "ФСК ЕЭС", направление заявителю уведомления о некомплектности заявки будет являться нарушением требований Правил N 861, так как замечания к комплектности заявки в части определения принадлежности точки присоединения отсутствуют. При этом документы, указывающие на принадлежность точки присоединения и/или подтверждающие наличие ранее присоединенной мощности, не входят в перечень документов, прилагаемых к заявке на технологическое присоединение, установленный пунктом 10 Правил N 861, которые сетевая организация вправе затребовать у заявителя.
27.09.2022 должностным лицом антимонопольного органа в присутствии представителей ПАО "ФСК ЕЭС" и ООО "ЛиКом" был составлен протокол об административном правонарушении N 019/04/9.21-988/2021, из которого следует, что сетевой организацией не соблюден порядок рассмотрения заявки третьего лица на технологическое присоединение, то есть нарушены Правила N 861 (пункт 15), что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением Красноярского УФАС России от 14.11.2022 ПАО "Россети" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
14.11.2022 должностным лицом антимонопольного органа вынесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, из которого следует, что ПАО "Россети" надлежит принять меры по повторному рассмотрению заявки ООО "ЛиКом" на технологическое присоединение объекта в связи с увеличением мощности в соответствии с нормами действующего на момент ее поступления в ПАО "Россети" законодательства, учитывая выводы антимонопольного органа о неправомерности действий сетевой организации.
Полагая, что вышеуказанное постановление является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности антимонопольным органом наличия в действиях ПАО "Россети" состава вменяемого ему правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности вменяемого правонарушения. Вместе с тем судами указано на правомерность применения антимонопольным органом положений статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе за нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Из пункта 2 Правил N 861 следует, что их действие также распространяются на случаи увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
Пунктом 5 Правил N 861 предусмотрено, что в случае если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее - опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) данных Правил.
Пунктом 15 Правил N 861 предусмотрено, что сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 данных Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
В рамках данного дела судами установлено, что 15.03.2022 ООО "ЛиКом" через личный кабинет интернет - сайта "Россети портал электрических услуг" обратилось к ПАО "ФСК ЕЭС" с заявкой N 4111655 на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям объекта (увеличение мощности).
Из ответа ПАО "ФСК ЕЭС" по факту рассмотрения заявки следует, что указанная точка присоединения относится к объектам электросетевого хозяйства, находящимся на балансе ИП Мальчикова В.В. В соответствии с пунктом 40(5) Правил N 861 при технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица (в данном случае - ООО "ЛиКом") к объектам электросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств (в данном случае - ИП Мальчиков В.В.) владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями Правил N 861, предусмотренными в отношении сетевых организаций. Филиал ПАО "ФСК ЕЭС" - МЭС Сибири фактически лишен технической возможности обеспечить увеличение мощности по заявке ООО "ЛиКом", а процедуру по технологическому присоединению (увеличению мощности) ООО "ЛиКом" следует организовать путем взаимодействия с владельцем электросетевого хозяйства, к объектам которого было осуществлено технологическое присоединение (ИП Мальчиков В.В.).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды первой и апелляционной инстанций установив, что присоединение объектов электросетевого хозяйства ООО "ЛиКом" к электрическим сетям ПАО "Россети" осуществлено опосредованно, посредством энергопринимающих устройств, принадлежащих ИП Мальчикову В.В. (подтверждено выводами суда по делу N А33-9391/2019), а также то, что в соответствии с договором оказания услуг по передаче электрической энергии N 016/3-151 (приложение N 8 к договору) ПАО "Красноярскэнергосбыт" оплачивает ПАО "Россети" услуги по передаче электрической энергии третьего лица, пришли к обоснованным выводам, что ПАО "Россети" является сетевой организацией для ООО "ЛиКом", следовательно, оно не вправе отказать ему в увеличении мощности, а собственник электрических сетей не вправе препятствовать перетоку электрической энергии к энергопринимающим устройствам потребителя, опосредованно присоединенным к сетям сетевой организации.
При таких обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу, что у ПАО "Россети" не было правовых оснований аннулировать заявку от 15.03.2022 и не исполнять обязанности по рассмотрению заявки, установленные пунктом 15 Правил N 861.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него оснований для истребования дополнительных сведений от ООО "ЛиКом" ввиду комплектности представленной им заявки подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае антимонопольным органом указывалось как на возможность направления уведомления третьему лицу о некомплектности заявки, так и на то, что в случае соответствия заявки требованиям Правил N 861 ПАО "Россети" вправе направить для подписания проект договора и технические условия к нему.
Относительно довода общества о том, что в данном случае подлежали применению положения пункта 40(4) Правил N 861, судами обоснованно отмечено, что указанные положения не применимы к рассматриваемой ситуации, поскольку перераспределение максимальной мощности осуществляется в рамках осуществления технологического присоединения, однако ООО "ЛиКом" не требуется технологическое присоединение посредством перераспределения мощности, а требуется увеличение максимальной мощности уже технологически присоединенного объекта.
В свою очередь, ИП Мальчиков В.В. не осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере передачи электрической энергии (отсутствует статус сетевой организации), следовательно, ООО "ЛиКом" правомерно обратилось с заявкой на увеличение мощности в ПАО "Россети".
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку при его совершении общество имело реальную возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения; каких-либо обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным, судами не установлено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения настоящего спора, и правильности применения положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, а также соблюдении норм процессуального права.
Иные доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, по существу основаны на неправильном толковании приведенных выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, предусмотренные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручено им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2023 года по делу N А33-33136/2022, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 января 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.А. Курочкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него оснований для истребования дополнительных сведений от ООО "ЛиКом" ввиду комплектности представленной им заявки подлежит отклонению судом кассационной инстанции, поскольку в рассматриваемом случае антимонопольным органом указывалось как на возможность направления уведомления третьему лицу о некомплектности заявки, так и на то, что в случае соответствия заявки требованиям Правил N 861 ПАО "Россети" вправе направить для подписания проект договора и технические условия к нему.
...
С учетом установленных обстоятельств суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, поскольку при его совершении общество имело реальную возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для предотвращения правонарушения; каких-либо обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также оснований для признания вмененного правонарушения малозначительным, судами не установлено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 мая 2024 г. N Ф02-1749/24 по делу N А33-33136/2022