город Иркутск |
|
29 января 2018 г. |
Дело N А33-11693/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 января 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Минусинска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2017 года по делу N А33-11693/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Фролов Н.Н., суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сервис Лайн" (ОГРН 1102455001362, ИНН 2455030940, г. Минусинск Красноярского края; далее - ООО "Сервис Лайн", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным отказа администрации города Минусинска (далее - Администрация) в установлении тарифов на содержание и ремонт многоквартирного дома ул. Кретова, 1 в г. Минусинске, выраженного в письме от 21.04.2017 N АГ-491-и, и об обязании установить размер платы на содержание общего имущества указанного многоквартирного дома в размере 42,46 руб./кв. м.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года, заявленные требования удовлетворены частично; признан недействительным отказ ООО "Сервис-Лайн" в установлении размера платы за содержание и текущий ремонт МКД по ул. Кретова, 1, оформленный протоколом комиссии от 20.04.2017 Администрации (уведомление об отказе от 21.04.2017). Суд обязал Администрацию повторно рассмотреть заявление ООО "Сервис-Лайн" от 22.03.2017 об утверждении тарифа на содержание общего имущества многоквартирного дома по ул. Кретова, 1 в размере 42,46 руб./кв. м с учетом требований действующего законодательства и содержания настоящего судебного акта. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Администрация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами части 7 статьи 156, части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 17, 28, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), пункта 4.4 Положения о порядке установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в муниципальном образовании город Минусинск, утвержденного постановлением администрации города Минусинск от 21.02.2014 N АГ-271-п (далее - Положение N АГ-271-п), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, им обоснованно отказано обществу в установлении размера платы на содержание общего имущества в многоквартирном доме ввиду непредставления с заявлением предусмотренного пунктом 4.4 Положения N АГ-271-п протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении перечня объема работ и услуг с указанием периодичности услуг и (или) выполненных работ; поскольку собственники многоквартирного дома в последующем реализовали свое право и установили размер платы, у Администрации отсутствуют законные основания для повторного рассмотрения заявления общества.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, согласно протоколу от 07.05.2015 N 1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, на основании договора на содержание, ремонт и управление многоквартирным домом ООО "Сервис Лайн" с 01.04.2015 осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Минусинск, ул. Кретова, 1.
В соответствии с протоколом от 21.02.2017 N 1 собственниками помещений названного многоквартирного дома в связи с отсутствием кворума не принято решение по поставленному в повестку собрания вопросу об установлении тарифа на содержание жилого помещения в размере 24 рубля 46 копеек, включающего в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В этой связи ООО "Сервис Лайн" 22.03.2017, руководствуясь статьями 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, направило в Администрацию пакет документов для установления размера платы за содержание жилого помещения собственников указанного дома в размере 42,26 руб./кв. м.
Согласно протоколу заседания комиссии об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений в многоквартирном доме, не принявших их на общем собрании собственников помещений многоквартирного жилого дома решения об установлении размера платы за содержание и ремонт помещения в муниципальном образовании город Минусинск, от 20.04.2017 N 3 в установлении размера платы решено отказать, поскольку предоставленный для рассмотрения ООО "Сервис Лайн" пакет документов не соответствует требованиям Положения N АГ-271-п, а именно, отсутствует документ, подтверждающий утверждение перечня услуг и работ, с указанием периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункт 4.4 Положения), план работ на 2017 год утвержден Советом дома.
Уведомлением от 21.04.2017 N АГ-491-и Администрация сообщила обществу об отказе в установлении размера платы в связи с несоответствием представленного обществом пакета документов требованиям Положения N АГ-271-п. В качестве приложения к уведомлению указан протокол заседании комиссии от 20.04.2017 N 3.
ООО "Сервис-Лайн, полагая, что названный отказ Администрации не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый отказ Администрации не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1). Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 36 Правил N 491 установлено, что в случае если собственники помещений на общем собрании выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, органы местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливают размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно Положению N АК-271-п если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается постановлением администрации города Минусинска при реализации следующих условий: собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом; собственники помещений в многоквартирном доме провели общее собрание собственников в целях установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения; общим собранием собственников помещений утверждены перечень, объемы работ и услуг, условия их оказания и выполнения (пункт 2). Заявление об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения подается управляющей компанией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, собственником помещения (в случае если собственниками помещений на общем собрании выбран способ непосредственного управления многоквартирным домом) (далее - заявитель) в администрацию города Минусинска (пункт 3). К заявлению помимо прочих документов прилагается протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об утверждении перечня, объема работ и услуг с указанием периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ (подпункт 4.4 пункта 4).
Суды установили, что протокол общего собрания собственников многоквартирного дома, содержащий конкретный перечень работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, не был приложен к заявлению об установлении размера платы.
Вместе с тем по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды двух инстанций установили, что собственниками помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Кретова в г. Минусинске не принято решение 21.07.2017 по поставленному в повестку собрания вопросу об установлении тарифа на содержание жилого помещения, включающего в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в связи с отсутствием кворума; обществом предпринимались необходимые меры для утверждения указанного перечня на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома, в том числе проводилось голосование путем размещения формы бюллетеня для голосования на квитанции для оплаты за жилищные услуги за январь 2017 года, в квитанции размещен перечень работ и услуг, вошедших в состав тарифа.
Суды приняли во внимание, что в заявлении от 22.03.2017 и в письме от 13.04.2017 в МКУ "Управление городского хозяйства" общество относительно непредставления протокола указывало, что услуги им оказываются в соответствии с минимальным перечнем услуг, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290; работы, не предусмотренные минимальным перечнем работ и услуг, при расчете тарифа не включались; периодичность рассчитана с учетом соответствующих методических рекомендаций; план работ на 2017 год, утвержденный на заседании Совета многоквартирного дома от 12.12.2016, был представлен Администрации, о чем указано в протоколе заседания комиссии от 20.03.2017 N 3.
Учитывая, что перечень и виды работ предусмотрены названными нормами жилищного законодательства, и не представлены доказательства в подтверждение того, что собственники помещений в многоквартирном жилом доме поручали обществу проведение работ, не предусмотренных минимальным перечнем, суды мотивированно посчитали, что в рассматриваемом случае непредставление упомянутого протокола, не является препятствием для принятия решения об утверждении тарифа.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Администрации законных оснований для повторного рассмотрения заявления общества в связи с тем, что собственники многоквартирного дома в дальнейшем реализовали свое право и установили размер платы, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен, как не влияющий на выводы судов, предметом оценки которых являлся оспариваемый отказ, выраженный в уведомлении от 21.04.2017, поскольку Администрация, рассмотрев повторно заявление ООО "Сервис Лайн" от 22.03.2017, правомочна принять соответствующее решение с учетом указанного обстоятельства (утверждение собственниками тарифа).
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 августа 2017 года по делу N А33-11693/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.