город Иркутск |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А19-25156/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 октября 2018года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей Иркутской таможни Степановой Н.В. (доверенность от 09.01.2018 N 05-47/00006) и Дырдова А.В. (доверенность от 10.01.2018 N 05-47/00205),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской таможни на решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2018 года по делу N А19-25156/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
публичное акционерное общество "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" (ОГРН 1023800836377, ИНН 3803100054; далее - ПАО "РУСАЛ Братск", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Иркутской таможне (ОГРН 1023801543908, ИНН 3800000703, далее - административный орган, таможня) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 25.10.2017 по делу об административном правонарушении N 10607000-1391/2017.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2018 года, оспариваемое постановление таможни признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 рублей; обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанными судебными актами в части изменения административного наказания и снижения административного штрафа до 50 000 рублей, административный орган обратился в суд округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, назначенное наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей не соответствует тяжести совершенного обществом правонарушения и не обеспечивает достижение цели административного наказания, установленных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, не основано на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела. Суды двух инстанций не исследовали имущественное и финансовое положение общества, а также соотношение совершенного правонарушения с санкцией, назначенной административным органом.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения судебные акты, как законные и обоснованные.
Участвующие в судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители таможни поддержали доводы жалобы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, а также соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 16.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за заявление в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов, если такие сведения и документы могли послужить основанием для помещения товаров под таможенную процедуру, предусматривающую полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов либо возврат уплаченных сумм и (или) неприменение мер нетарифного регулирования.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ПАО "РУСАЛ Братск" при подаче декларации на товары N 10607090/271015/0015151 были заявлены недостоверные сведения о физическо-химических характеристиках товара: "оксид алюминия (глинозем металлургический марки Г-00 в соответствии ГОСТ 30558-98)", которые послужили основанием для помещения его под таможенную процедуру "переработка на таможенной территории", предусматривающую полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, проведения административного расследования (определение от 07.09.2017) и составления уполномоченным должностным лицом таможни в отношении общества протокола N 10607000-1391/2017 от 16.10.2017 об административном правонарушении.
Постановлением таможни от 25.10.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10607000-1391/2017 ПАО "РУСАЛ Братск" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 16.19 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции, установив в действиях общества состав административного правонарушения, проверив соблюдение таможней порядка привлечения к административной ответственности и не усмотрев обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлеченного к административной ответственности, снизил размер штрафа до 50 000 рублей.
Рассматривая вопрос о наличии оснований для снижения штрафа, назначенного обществу, суд первой инстанции принял во внимание, что общество является градообразующим предприятием, выполняет социальные программы, учел финансовое положение общества (введенные США и Евросоюзом антироссийские санкции) и пришел к выводу, что взыскание с общества административного штрафа в размере 100 000 рублей может повлечь невозможность дальнейшего осуществления обществом социальных программ и не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П следует, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в данном Постановлении, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Соответственно, устанавливаемые названным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов.
В противном случае, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25.02.2014 N 4-П, применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
Применение правовой позиции, закрепленной в указанном Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации, является оценочной категорией и является исключительно прерогативой суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам лиц, участвующих в деле, представленным в обоснование доказательствам.
При этом по общему правилу в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и основанных на этой оценке выводов судов, что в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не отнесено законом к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем они подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 23 мая 2018 года по делу N А19-25156/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 26 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.