город Иркутск |
|
31 октября 2018 г. |
Дело N А19-8973/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Самодум А.А. (доверенность от 23.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 мая 2018 года по делу N А19-8973/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью (ООО) "СпецЭнергоРесурс" (далее - общество) Ершова Дмитрия Николаевича к административном ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года, директор ООО "СпецЭнергоРесурс" Ершов Дмитрий Николаевич привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Иркутское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты в части назначения Ершову Д.Н. штрафа в размере 20 000 рублей по мотивам неправильного применения судами части 1 статьи 3.1, части 2 статьи 4.1, статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушения статей 170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, назначить Ершову Д.Н. административное наказание в виде дисквалификации на срок до трех лет.
По мнению заявителя кассационной жалобы, назначенное судом административное наказание является чрезмерно заниженным, не соответствует характеру совершенного правонарушения и не может обеспечить достижение целей административного наказания; мотивировочная часть решения суда первой инстанции не содержит обоснования, почему суд не учел требования антимонопольного органа и не назначил Ершову Д.Н. административное наказание в виде дисквалификации; при этом судами не учтено, что картельное соглашение является одним из самых опасных нарушений в сфере антимонопольного законодательства; заключенное соглашение привело к поддержанию цен на торгах и, соответственно, необоснованному расходованию бюджетных средств; борьба с картелями является приоритетным направлением государственной политики в сфере развития конкуренции.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru.
Представитель Иркутского УФАС России в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в Иркутское УФАС России поступило обращение Службы по тарифам Иркутской области о проведении проверки на предмет законности заключения между ООО "СпецЭнергоРесурс" и ООО "Концессия-Илим" договора от 21.06.2016 N 01 на поставку угля марки 2БР.
В ходе проведения антимонопольного расследования антимонопольным органом установлено, что согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО "Концессия-Илим" зарегистрировано в качестве юридического лица 24.02.2016, его директором является Златов Сергей Иванович (ИНН 381702579774), одним 46 учредителей-физических лиц - Ершов Дмитрий Николаевич (381710377806; дата внесения в ЕГРЮЛ записи, содержащей указанные сведения - 13.09.2016).
ООО "Концессия-Илим" в единой информационной системе zakupki.gov.ru размещены извещение N 31603701423 и документация по проведению открытого конкурса на право заключения договора на поставку угля для обеспечения котельных р.п. Железнодорожный Усть-Илимского района в отопительный период 2016-2017 годов. Начальная (максимальная) цена договора составляет 26 047 578 рублей 20 копеек.
Приказом от 01.06.2016 утвержден состав комиссии, включающий в себя, в том числе Ершова Дмитрия Николаевича - заместителя директора, заместителя председателя комиссии.
Согласно протоколу от 16.06.2016 заседания единой комиссии о вскрытии конвертов заявок на участие в открытом конкурсе всего поступила одна заявка - ООО "СпецЭнергоРесурс" с предложенной ценой договора - 26 047 578 рублей 20 копеек; 17.06.2016 названная заявка признана соответствующей установленным требованиям извещения и конкурсного задания, вследствие чего ООО "СпецЭнергоРесурс" признано победителем открытого конкурса, 21.06.2016 с ним заключен договор N 01.
Иркутским УФАС России установлено, что ООО "СпецЭнергоРесурс" зарегистрировано в качестве юридического лица 05.07.2013, директором является Ершов Дмитрий Николаевич (ИНН 381710377806), учредителем - Златов Сергей Иванович (ИНН 381702579774). Заявка на участие в конкурсе подписана директором ООО "СпецЭнергоРесурс" Ершовым Д.Н.
Проанализировав состав заявки, антимонопольный орган установил, что заявка ООО "СпецЭнергоРесурс" не соответствует установленным конкурсной документацией требованиям в связи с отсутствием в составе заявки большей части требуемых документов, в связи с чем пришел к выводу о том, что единой комиссией ООО "Концессия-Илим" неправомерно принято решение о признании победителем торгов ООО "СпецЭнергоРесурс".
ООО "Концессия-Илим" и ООО "СпецЭнергоРесурс" на основании статьи 9 Закона о защите конкуренции признаны группой лиц.
Решением Иркутского УФАС России от 10.05.2017 N 298 акционерное общество работников Народное предприятие "Концессия-Илим" (правопреемник ООО "Концессия-Илим"), ООО "СпецЭнергоРесурс" признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части совершения при проведении открытого конкурса N 31603701423 на право заключения договора на поставку угля для обеспечения котельных р.п. Железногорск Усть-Илимского района Иркутской области в отопительный период 2016-2017 годов действий, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, а именно заключения между заказчиком и участником закупки соглашения, целью которого являлось создание участнику преимущественных условий путем неправомерного признания заявки участника соответствующей требованиям конкурсной документации и заключения по результатам торгов договора с таким участником.
По данному факту Иркутским УФАС России в отношении Ершова Д.Н. составлен протокол от 18.04.2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Иркутское УФАС России обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о привлечении директора ООО "СпецЭнергоРесурс" Ершова Д.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности антимонопольным органом наличия в действиях должностного лица состава вменяемого правонарушения, отсутствия нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, отсутствия оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем суд с учетом положений части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимая во внимание наличие смягчающего ответственность обстоятельства и отсутствие отягчающих обстоятельств, характер совершённого правонарушения, личность виновного, посчитал возможным назначить директору общества Ершову Д.Н. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 14.32 Кодекса, - 20 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей в период совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашения, а равно участие в нем или осуществление хозяйствующим субъектом недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации согласованных действий в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.
Правильно применяя нормы Закона о защите конкуренции, исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях должностного лица - директора ООО "СпецЭнергоРесурс" Ершова Д.Н. объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившегося в достижении ООО "СпецЭнергоРесурс" в лице директора Ершова Д.Н. соглашения с АОР НП "Концессия-Илим" при участии ООО "СпецЭнергоРесурс" в конкурсе N 31603701423 на право заключения договора на поставку угля для обеспечения котельных р.п. Железногорск Усть-Илимского района Иркутской области в отопительный период 2016-2017 годов, целью которого являлось создание участнику преимущественных условий путем неправомерного признания заявки участника соответствующей требованиям конкурсной документации и заключения по результатам торгов договора с таким участником.
Антимонопольный орган в кассационной жалобе указывает на то, что назначенное судом административное наказание является чрезмерно заниженным, не соответствует характеру совершенного правонарушения и не может обеспечить достижение целей административного наказания; считает, что суд первой инстанции не обосновал отказ в удовлетворении требования антимонопольного органа о назначении Ершову Д.Н. административного наказания в виде дисквалификации.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно статье 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2).
В рассматриваемом случае суд первой инстанции в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, учел, что ранее к административной ответственности Ершов Д.Н. не привлекался, а также учёл отсутствие отягчающих обстоятельств. С учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, целей и принципов административного наказания, установив наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, исходя из санкции части 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии отягчающих ответственность обстоятельства, суд назначил Ершову административное наказание в виде штрафа в минимальном размере 20 000 рублей.
Выводы суда о возможности применения в данном конкретном случае данной меры наказания основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с оценкой суда относительно применения меры ответственности по совершенному административному правонарушению, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 мая 2018 года по делу N А19-8973/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.