город Иркутск |
|
09 ноября 2018 г. |
Дело N А19-2564/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Бурковой О.Н., Кушнаревой Н.П.,
при участии в судебном заседании представителя администрации города Иркутска Пилипенко Е.В. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика- администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2018 года по делу N А19-2564/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Антонова С.Н., суд апелляционной инстанции: Ломако Н.В., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Добежина Лилия Васильевна (ОГРНИП 304381033600097, г.Иркутск, далее - предприниматель Добежина Л.В., истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к администрации города Иркутска (далее - администрация, ответчик) о признании незаконным отказа от продления действия договора аренды земельного участка N 795-ВС от 18.10.2007, выраженного в письме от 30.11.2017 N 180-70-1917/7, и устранении допущенных нарушений.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Администрация, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 21 мая 2018 года и постановление суда апелляционной инстанции от 30 июля 2018 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что договор аренды N 795-ВС от 18.10.2007 на основании п. 2.2.2. договора расторгнут, поэтому предоставить земельный участок, на котором расположен НТО, включенный в схему размещения НТО, администрация должна по результатам аукциона, в котором может участвовать истец.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель Добежина Л.В. считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между администрацией (арендодатель) и предпринимателем Добежиной Л.В. (арендатор) на основании распоряжения заместителя главы администрации - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Иркутска от 18.10.2007 N 504-02-3184/7 "О заключении договора аренды земельного участка под размещение киоска, расположенного в Ленинском районе г. Иркутска по ул. Сибирских Партизан у дома N 20" заключен договор аренды N 795-ВС от 18.10.2007 (в редакции дополнительного соглашения (Д)) в соответствии с условиями которого, арендодатель предоставил арендатору за плату во временное владение и пользование земельный участок, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 38:36:000009:125, расположенный по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских Партизан, у дома N 20, площадью 6 кв. м, для установки и размещения временного сооружения без права возведения капитальных строений (под киоск) с целью осуществления розничной торговли продуктами.
В соответствии с п. 1.5. договора, договор действует с 01.10.2007 по 31.08.2008.
Дополнительным соглашением (Д) договор продлен на срок до 31.12.2017, которое зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Росреестра по Иркутской области 15.04.2014 за N 38-38-01/076/2014-924.
В пункте 2.4.3 договора аренды стороны обозначили право арендатора на продление договора при надлежащем выполнении всех его условий и при отсутствии муниципальных нужд по использованию объекта.
В этой связи, арендатор, руководствуясь пунктом 2.3.6 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 06.11.2013 N 031-06-2721/13, заявлением от 31.10.2017 сообщил о намерении воспользоваться своим правом, указанным в названном выше пункте договора, на продление договора аренды земельного участка N 795-ВС на срок до 31.12.2020.
Разделом 5 Концепции развития торговли в городе Иркутске до 2027 года, утвержденным распоряжением заместителя мэра-председателя Комитета по экономики администрации города Иркутска от 31.05.2017 N 182-02-383/7-1, введен порядок заключения договоров аренды на размещение нестационарных торговых объектов сроком на 3 года.
По результатам рассмотрения заявления арендатора от 31.10.2017 администрация письмом от 30.11.2017 исх. N 180-70-1917/7 отказала в продлении договора аренды земельного участка N 795-ВС от 18.10.2007, сославшись на разработку проекта благоустройства территории в Ленинском районе города Иркутска по ул. Сибирских Партизан, которым не предусмотрено размещение на указанной территории нестационарных торговых объектов.
Заявитель, считая отказ администрации в продлении действия договора аренды земельного участка, выраженный в письме от 30.11.2017 N 180-70-1917/7, не соответствующим положениям Земельного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункту 2.3.6 Порядка размещения нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 06.11.2013 N 031-06-2721/13, а также пункту 2.4.3 договора аренды земельного участка N 795-ВС, нарушающим права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности и осуществлении торгового процесса, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что договор аренды земельного участка на момент отказа в продлении действия договора являлся действующим. Учитывая нахождение павильона в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Иркутска, истец вправе рассчитывать на пользование земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, а также на продление договора аренды.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Между тем, принятые по делу судебные акты суда первой и апелляционной инстанции подлежат отмене в связи со следующим.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.6 "Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута", положения которой вступили в силу с 01.03.2015.
Подпункт 6 пункта 1статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 указанного закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов. Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Указанные выше нормы ЗК РФ и Закона N 381-ФЗ связывают наличие возможности использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов с включением таких объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель не предусматривает обязанность субъекта, желающего использовать землю или земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, в целях размещения нестационарного торгового объекта, получить соответствующее разрешение уполномоченного органа.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О реализация положений Закона N 381-ФЗ должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочия (статья 12) - с другой. В соответствии с этим оспариваемое законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.
С учетом изложенного суд округа приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований истца у арбитражных судов не имелось.
Учитывая, что все имеющие значения для дела фактические обстоятельства судом установлены, суд кассационной инстанции полагает на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возможным принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 мая 2018 года по делу N А19-2564/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 года по тому же делу отменить. Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.