город Иркутск |
|
27 мая 2024 г. |
Дело N А19-18936/2023 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в открытом судебном заседании представителей: областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская станция скорой медицинской помощи" - Донской Е.В. (доверенность от 10.02.2022, диплом),
рассмотрев кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутская станция скорой медицинской помощи" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2023 года по делу N А19-18936/2023, постановление Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутская станция скорой медицинской помощи" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области (далее - фонд, ТФМС) от 11.08.2023 N 02-610/23-(10) (далее - Требование) об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.04.2021 по 01.04.2023 в части возврата 10 460 381 рублей средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в бюджет Фонда, а также уплаты 1 046 038 рублей 10 копеек штрафа.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Иркутской области (далее - третье лицо, Министерство здравоохранения).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2024 года, требования удовлетворены частично.
Требование в части возложения обязанности уплатить 943 226 рублей 63 копеек штрафа за нецелевое использование средств признано недействительным, как несоответствующее Федеральному закону Российской Федерации от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе учреждение, частично процитировав и указав на нарушение судами: части 7 статьи 36 Закона N 326-ФЗ, письма Федерального Фонда обязательного медицинского страхования от 25.09.2023 N 00-10-21-3-06/15663, от 30.05.2018 N 6628/26-1/и и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.08.2023 N 31-1/И/2-15696 от 30.05.2018 N 6628/26-1/и, просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы: структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на неё и прочие выплаты, а также расходы по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (МКД), находящемся во владении учреждения здравоохранения на праве оперативного управления; источником оплаты отпусков работников медицинских организаций, работающих в сфере ОМС, с учетом дополнительных средств, представленных в 2022 году из федерального бюджета, могут являться все имеющиеся в медицинской организации средства, включая средства ОМС.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу против ее доводов возразил, ссылаясь на их несостоятельность, а также заявил о своем несогласии с судебными актами в части уменьшения судами штрафа.
Министерство здравоохранения о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (информация о рассмотрении кассационной жалобы размещена в установленном порядке (в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru)), отзыв не представило, своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Присутствующие в судебном заседании представители сторон поддержали доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё.
Проверив в порядке главы 35 АПК РФ правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно неё, суд округа приходит к следующим выводам.
По результатам плановой комплексной проверки использования учреждением средств ОМС за период с 01.04.2021 по 01.04.2023, фондом установлено использование 10 480 295 рублей 84 копейки средств ОМС не по целевому назначению, о чем составлен акт от 28.07.2023 N 42 и 11.08.2023 выставлено оспариваемое требование, которым учреждению предложено: направить в адрес фонда информацию о принятых мерах по устранению выявленных в ходе проверки нарушений (план мероприятий); вернуть в бюджет ТФОМС в течение десяти рабочих дней со дня предъявления настоящего требования 10 480 295 рублей 84 копейки средств ОМС, использованных не по целевому назначению; уплатить 1 048 029 рублей 58 копеек штрафа, начисленного в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС на основании статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Полагая указанное требование незаконным и необоснованным в части возврата 10 460 381 рублей средств ОМС и уплаты 1 046 038 рублей 10 копеек штрафа, учреждение обратилось в суд с рассматриваемым требованием.
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из доказанности факта нецелевого использования учреждением 10 349 556 рублей 42 копеек средств ОМС на оплату отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск медицинским работникам, которым с соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.07.2020 N 998 предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, и 110 824 рублей 58 копеек на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества МКД.
Суд округа оснований для отмены судебных актов не усматривает в силу следующего.
Понятие нецелевого использования бюджетных средств определено в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Средства, получаемые медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в системе ОМС, за оказание медицинских услуг застрахованным лицам от страховых медицинских организаций, относятся к средствам целевого финансирования.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных Законом N 326-ФЗ.
При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств по ОМС, она уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Правильно применив указанные нормы права, оценив доводы сторон и представленные в их обоснование доказательства, суды установили следующее.
В проверяемый период (01.04.2021 - 01.04.2023) действовали Территориальные программы ОМС на 2021, 2022, 2023 годы, Тарифные соглашения на оплату медицинской помощи по ОМС на территории Иркутской области от 30.12.2020 (на 2021 год), от 30.12.2021 (на 2022 год) и от 30.12.2022 (на 2023 год), в состав которых входят указанные территориальные программы ОМС.
Согласно положениям Территориальных программ направления расходования средств ОМС и другие вопросы оплаты медицинской помощи в системе ОМС в Иркутской области определяются Тарифными соглашениями, согласно которым:
- структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, расходы на оплату услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом; - указанные расходы осуществляются в пределах средств, полученных медицинской организацией от страховых медицинских организаций по договору по ОМС, в рамках установленных объемов предоставления медицинской помощи застрахованным по ОМС лицам, оказанной в рамках Территориальной программы ОМС; - расходование средств ОМС (расходы, входящие в структуру тарифа на медицинскую помощь) производится медицинскими организациями по соответствующим статьям (подстатьям) расходов, перечисленных в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации (действующих на дату осуществления расходов медицинской организацией);
- приоритетными расходами являются: расходы на заработную плату, расходы по начислениям на оплату труда, расходы, непосредственно связанные с процессом оказания медицинской помощи застрахованным лицам (в том числе приобретение лекарственных препаратов, перевязочных средств, мягкого инвентаря, продуктов питания, медицинского инструментария), расходы на коммунальные платежи, расходы по оплате налогов (сборов); - использование средств ОМС медицинскими организациями на финансирование видов медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС; - на оплату расходов, не включенных в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС; - оплату медицинской помощи лицам, не застрахованным в сфере ОМС.
При этом в силу главы 6 раздела 3 Тарифных соглашений, руководству медицинской организации надлежит обеспечить эффективное расходование средств ОМС, направленное на реализацию прав граждан на получение бесплатной качественной медицинской (в том числе лекарственной) помощи в рамках Территориальной программы ОМС, в соответствии со статьями расходов, включенными в структуру тарифа на медицинскую помощь в сфере ОМС.
Принимаемые руководителем медицинской организации решения по расходованию средств ОМС не должны способствовать возникновению дебиторской и кредиторской задолженности медицинской организации по расходам (пункт 11); нецелевым использованием средств ОМС медицинскими организациями является расходование средств ОМС в нарушение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и Иркутской области.
В случае использования медицинской организацией средств ОМС не по целевому назначению она несет ответственность в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ (пункт 14).
В соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 от 12.04.2020 N 484 в 2020 году осуществлялись выплаты стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, а также за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция.
Источником финансирования указанных стимулирующих выплат согласно названных постановлений Правительства Российской Федерации определены бюджетные ассигнования федерального бюджета, направляемые из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Учитывая, что расходы на увеличение выплат, рассчитываемых исходя из размера средней заработной платы в тарифах на оплату медицинской помощи и субвенциях, предоставляемых из бюджета Федерального фонда ОМС бюджетам территориальных фондов ОМС не предусмотрены, Правительством Российской Федерации издано постановление от 08.07.2020 N 998 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению расходов, связанных с оплатой отпусков и выплатой компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку, в том числе, на компенсацию ранее произведенных субъектами Российской Федерации расходов на указанные цели".
В соответствии с названным постановлением финансовым обеспечением расходов, связанных в оплатой отпусков и компенсации за неиспользованные отпуска медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 году предоставлялись выплаты стимулирующего характера за выполнение особо важных работ, особые условия труда и дополнительную нагрузку являются средства федерального бюджета, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации.
При этом, указанные целевые средства учитываются в расчете средней заработной платы для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска всем медицинским и иным работникам, которым в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации в 2020 такие выплаты предоставлялись.
В нарушение указанных нормативных положений средства на целевые выплаты медицинским работникам учитываемые при расчете средней заработной платы в сумме 10 349 556 рублей 42 копеек были выплачены учреждением за счет средств ОМС.
Также, в проверяемом периоде учреждением за счет средств ОМС уплачено 110 824 рублей 58 копеек взносов в фонд капитального ремонта на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в МКД по месту расположения учреждения.
Из смысла и содержания статьи 15, части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, следует, что работы по содержанию имущества, определяемые понятием текущего ремонта, не совпадают с работами по капитальному ремонту, поскольку первые связаны с текущим обеспечением возможности безопасного использования общего имущества в соответствующем многоквартирном доме (его систем, коммуникаций), а вторые - с восстановлением конструктивных элементов и несущих строительных конструкций самого здания, а также сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в связи с чем, плата за содержание имущества не включает в себя взнос на капитальный ремонт такого имущества.
Структурой тарифа на оказание медицинской помощи по ОМС предусмотрены расходы только на оплату работ и услуг по содержанию имущества, взносы на капитальный ремонт за помещения, расположенные в МКД и используемые для размещения подразделений медицинской организации, не могут уплачиваться такой организацией за счет средств ОМС. Согласно пункту 9 главы 6 раздела 3 Тарифных соглашений на 2021-2023 годы за счет средств ОМС также не подлежат возмещению расходы на проведение капитального ремонта зданий и сооружений. В этой связи расходы медицинских организации на содержание объектов недвижимого имущества в части взносов на капитальный ремонт общего имущества в МКД, не включаются в структуру тарифа на оплату медицинской помощи и не могут осуществлять за счет средств ОМС.
Факты уплаты учреждением спорных сумм за счет средств ОМС, а также нахождение учреждения в МКД, подтверждены материалами дела, судами установлены и сторонами по сути не оспариваются.
В связи с изложенным, суды пришли к обоснованным выводам: о доказанности факта нецелевого использования учреждением средств ОМС на оплату отпуска и выплаты компенсации за неиспользованный отпуск медицинским работникам и на оплату взносов на капитальный ремонт общего имущества в капитальный ремонт в МКД; о законности и обоснованности оспариваемого требования в указанной части и, как следствие, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования в части необходимости возврата в бюджет фонда сумм средств ОМС, использованных не по целевому назначению.
Данные выводы соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых требования главы 7, статьи 200 АПК РФ судами соблюдены.
Доводы кассационной жалобы, несмотря на ссылку на нарушение норм материального и процессуального права, по существу выражают несогласие с результатами оценки доказательств, направлены на их переоценку и установление иных фактических обстоятельств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, определенных в главе 35 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебных актов в силу части 4 статьи 288 АПК РФ, не установлено.
В связи с изложенным, обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
При подаче кассационной жалобы заявителем уплачено 3 000 рублей государственной пошлины, тогда как по рассматриваемой категории дел следовало уплатить 1 500 рублей, в связи с чем 1 500 рублей являются излишне уплаченными и подлежат возврату, в остальной части расходы по уплате госпошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и по ходатайству лиц, участвующих в деле, его копия на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 104, 110, 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 ноября 2023 года по делу N А19-18936/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Иркутская станция скорой медицинской помощи" из федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 398077 от 22 апреля 2024 года.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Председательствующий |
А.И. Рудых |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что учреждение здравоохранения неправомерно использовало средства обязательного медицинского страхования на выплаты, не предусмотренные тарифами, и на капитальный ремонт. Требование фонда о возврате средств и уплате штрафа было частично удовлетворено, однако часть штрафа признана недействительной. Кассационная жалоба отклонена, судебные акты оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 мая 2024 г. N Ф02-2390/24 по делу N А19-18936/2023