город Иркутск |
|
15 ноября 2018 г. |
Дело N А19-25301/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеилимского муниципального района Баранова Д.А. (доверенность от 22.05.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеилимского муниципального района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2018 года по делу N А19-25301/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ломако Н.В., Каминский В.Л.),
установил:
Департамент по управлению муниципальным имуществом администрации Нижнеилимского муниципального района (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными действий Контрольно-счетной палаты Нижнеилимского муниципального района Иркутской области (далее - КСП) по проведению контрольного мероприятия "Проверка соблюдения установленного Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Нижнеилимский район" за 2016 год".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года, в удовлетворении требований заявленных требований отказано.
Департамент обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Положения о Контрольно-счетной палате Нижнеилимского муниципального района, утвержденного решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 22.02.2012 N 186 (далее - Положение о КСП N 86), Положения о порядке проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Контрольно-счетной палатой Нижнеилимского муниципального района, утвержденного решением Думы Нижнеилимского муниципального района от 28.06.2012 N 221 (далее - Положение N 221), Стандарта внешнего муниципального финансового контроля СВМФК-1 "Правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного распоряжением председателя КСП Нижнеилимского муниципального района от 10.09.2012 N 23 (далее - СВМФК-1, Стандарт), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправомерно не учтено, что КСП фактически начала проведение контрольного мероприятия 30.01.2017, запросив документы; датой окончания контрольного мероприятия является дата утверждения отчета о результатах проведенного мероприятия (25.08.2017), следовательно, контрольное мероприятие проводилось с 30.01.2017 по 25.09.2017, то есть за пределами допустимых сроков; в соответствии с пунктом 2.3 Положения N 221 план работы КСП на год утверждается до 30 декабря года, предшествующего планируемому, соответственно, какие-либо изменения в план работы могут быть внесены только в указанный срок; председатель КСП может увеличить срок проведения проверки, но не плановые сроки проведения такой проверки; для того, что произвести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия в иные сроки или в ином объеме необходимо провести внеплановую проверку в соответствии с пунктом 2.8 Положения N 221; в нарушение годового плана проверки КСП провело проверку деятельности Департамента по претензионной работе и распоряжению муниципальным имуществом за 2005- 2012 годы, то есть вышла за пределы планируемого периода проверки; такое нарушение установленного законом порядка осуществления контрольных мероприятий означает вмешательство в хозяйственную деятельность объекта проверки.
В отзыве на кассационную жалобу КСП считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представитель Департамента в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением председателя КСП от 25.12.2016 N 80 утвержден План работы КСП района на 2017 год, пунктом 1 раздела "Контрольные мероприятия" предусмотрено проведение контрольного мероприятия "Проверка соблюдения установленного Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Нижнеилимский район", за 2016 год" запланировано на I квартал 2017 года.
Письмом от 30.01.2017 N 9 КСП запрошена первичная (начальная) информация для проведения анализа правовых актов, регулирующих вопросы управления и распоряжения муниципальных имуществом: Порядок ведения Реестра муниципального имущества МО "Нижнеилимский район", Положение о муниципальной казне МО "Нижнеилимский район", Порядок ведения лицевых счетов по арендной плате за использование муниципального имущества и земельных участков на территории МО "Нижнеилимский район", Порядок учета имущества казны МО "Нижнеилимский район", Реестр специализированного жилого фонда МО "Нижнеилимский район" на 01.01.2016 и на 01.02.2017, учетную политику Департамента, реестр муниципальных предприятий и учреждений МО "Нижнеилимский район", Положение о порядке распоряжения земельными участками на территории МО "Нижнеилимский район".
Документы представлены заявителем в КСП 09.02.2017.
Распоряжением председателя КСП от 28.02.2017 N 4 в План работы КСП на 2017 год, утвержденный распоряжением от 25.12.2016 N 80, внесены изменения, согласно которым проведение вышеназванного контрольного мероприятия перенесено на II квартал 2017 года.
На основании распоряжения от 29.05.2016 N 36 в период с 29.05.2017 по 31.07.2017 КСП в отношении Департамента проведено контрольное мероприятие "Проверка соблюдения установленного Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Нижнеилимский район" за 2016 год".
По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт от 02.08.2017 N 01- 07/4а, отчет от 25.08.2017 N 01-07/4 "Проверка соблюдения установленного Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования "Нижнеилимский район за 2016 год".
Департамент, полагая, что действия КСП по проведению контрольного мероприятия не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые действия КСП не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению, исходя из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, действий и обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на органы, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Кодекса); обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом, действиями законных прав лежит на заявителе (статья 65 Кодекса).
Согласно статье 38 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях осуществления внешнего муниципального финансового контроля представительный орган муниципального образования вправе образовать контрольно-счетный орган муниципального образования (часть 1). Порядок организации и деятельности контрольно-счетного органа муниципального образования определяется Федеральным законом от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами. В случаях и порядке, установленных федеральными законами, правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований осуществляется также законами субъекта Российской Федерации (часть 2).
В соответствии со статьей 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий (часть 1). Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (далее - органы внешнего государственного (муниципального) финансового контроля) (часть 2).
Правовое регулирование деятельности Контрольно-счетной палаты Нижнеилимского муниципального района Иркутской области осуществляется Положением N 221.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что в ходе осуществления контрольного мероприятия КСП не были допущены существенные нарушения порядка проведения такого мероприятия, которые бы свидетельствовали о незаконности его действий по проведению контрольного мероприятия.
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Положения о КСП N 186 распоряжением председателя КСП от 25.12.2016 N 80 утвержден планы работы КСП на 2017 год, согласно которому проведение контрольного мероприятия в отношении Департамента планировалось провести в I квартале 2017 года. Распоряжением председателя КСП от 28.02.2017 N 4 в План работы КСП на 2017 год внесены изменения, проведение названного контрольного мероприятия перенесено на II квартал 2017 года. Контрольные мероприятия проведены на основании распоряжения председателя КСП от 29.05.2017 N 36 "О проведении контрольного мероприятия" (с учетом распоряжения председателя КСП от 12.02.2018 N 17 "Об исправлении опечаток") в период с 29.05.2017 по 01.07.2017, в срок, установленный частью 4.2 раздела IV Положения N 221; срок проведения контрольного мероприятия был продлен на 21 рабочий день и общий срок его проведения составил 45 рабочих дней, что не превысило сроков, установленных пунктами 4.9, 4.10 названного Положения. Акт и отчет по результатам проведения контрольного мероприятия также составлены в соответствии с Положением N 221.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая выводы судов об отсутствии нарушений процедуры проведения контрольного мероприятия, указывает на то, что председатель КСП фактически начал проведение контрольного мероприятия 30.01.2017, запросив документы, следовательно, контрольное мероприятие проводилось с 30.01.2017 по 25.09.2017, то есть за пределами допустимых сроков.
Оценивая данные доводы Департамента, суды с учётом положений Устава муниципального образования "Нижнеилимский район", Положения о КСП N 186, обоснованно исходили из того, что, организовывая деятельность работы контрольно-счетного органа, председатель КСП наделен полномочиями издавать правовые акты и, соответственно, принимать решения о внесении в них изменений также путем издания правовых актов.
Распоряжением председателя КСП от 29.05.2016 N 36 (с учетом распоряжения от 12.02.2018 N 17 "Об исправлении опечаток") сроки проведения контрольного мероприятия установлены с 29.05.2017. Сам по себе запрос документов и информации 30.01.2017 не свидетельствует о начале проверки с 30.01.2017. Распоряжение о проведении контрольного мероприятия, уведомление о проведении проверочного мероприятия, удостоверения лиц, свидетельствующие об их праве проводить контрольные мероприятия, Департаменту не вручались. Доказательства того, что в период с 30.01.2017 по 29.05.2017 КСП проводились какие-либо мероприятия, в материалах дела отсутствуют.
Суды обоснованно признали, что заявитель не доказал нарушение его прав и законных интересов, в том числе в связи с переносом срока проведения контрольного мероприятия, учитывая, что проведение контрольного мероприятия было перенесено на более поздний период, о чем Департамент был надлежащим образом и своевременно уведомлен.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение годового плана проверки и пункта 2.7 КСП провело проверку деятельности Департамента по претензионной работе и распоряжению муниципальным имуществом за 2005- 2012 годы, не может быть принят во внимание, как не соответствующий фактичекским обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что КСП в акте проверки констатировала факты на основании представленных сведений о наличии в проверяемом 2016 году задолженности за пользование муниципальным имуществом перед местным бюджетом, об обстоятельствах и причинах её образования, об основаниях и причинах, повлекших списание дебиторской задолженности в проверяемом 2016 году по распоряжению администрации района от 19.08.2016 N 403, о мерах, принимаемых ДУМИ, как администратором доходов бюджета в соответствии с частью 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Суды установили, что, так как заявитель предоставил данные сведения КСП, они были отражены в акте проверки.
Поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о том, что на основании данных фактов к заявителю были применены какие-либо меры принуждения либо воздействия, отражение сведений, на которые ссылается Департамент, не нарушает его права и законные интересы.
Таким образом, поскольку КСП доказала соответствие закону проведение контрольных мероприятий, а заявитель не представил доказательства нарушения действиями КСП его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 апреля 2018 года по делу N А19-25301/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.