город Иркутск |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А19-9937/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Звечаровской Т.А., Рудых А.И.,
с участием представителя прокуратуры Иркутской области Зайцевой Светланы Анатольевны (служебное удостоверение), представителя Федеральной службы судебных приставов и управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области Климова Антона Владимировича (служебное удостоверение, доверенности от 01.02.2018 и 25.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - управления Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2017 года по делу N А19-9937/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Верзаков Е.И., суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
прокурор Иркутской области, выступающий в интересах Российской Федерации в лице Федеральной службы судебных приставов (далее - прокурор, истец), обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском к управлению Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области (ОГРН 1043801066781, ИНН 3811085917, г. Иркутск, далее - УФССП по Иркутской области, управление) и обществу с ограниченной ответственностью "Охранно-правовое предприятие "Викинги-Ангарск" (ОГРН 1093801003372, ИНН 3801103780, г. Ангарск Иркутской области, далее - ООО "ОПП "Викинги-Ангарск", общество) о признании недействительным торгов в форме электронного аукциона на оказание услуг по централизованной охране помещений N 0134100009916000303 и государственного контракта от 30.12.2016 N 6-ЭА.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2017 года, иск удовлетворен.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, УФССП по Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В обоснование доводов жалобы управление сослалось на неправильное толкование и применение судами положений Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" и, как следствие, на ошибочность выводов судов о недопустимости для ООО "ОПП "Викинги-Ангарск", являющегося частным охранным предприятием, осуществлять охрану помещений территориальных подразделений УФССП по Иркутской области. По мнению управления, ООО "ОПП "Викинги-Ангарск" вправе был участвовать в оспариваемом аукционе и заключать соответствующий государственный контракт.
В судебном заседании 01.02.2018 представитель Федеральной службы судебных приставов и УФССП по Иркутской области доводы кассационной жалобы поддержал, представитель прокуратуры Иркутской области возражала в отношении удовлетворения кассационной жалобы.
ООО "ОПП "Викинги-Ангарск" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в отсутствие указанного лица в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, УФССП по Иркутской области организовало и провело открытый аукцион в электронной форме на право заключения государственного контракта на оказание услуг централизованной охраны помещений Черемховского районного отдела судебных приставов, по результатам подведения итогов которого победителем признано ООО "ОПП "Викинги-Ангарск" (протокол подведения итогов аукциона в электронной форме от 13.12.2016).
На основании результатов проведенного аукциона УФССП по Иркутской области и ООО "ОПП "Викинги-Ангарск" заключили государственный контракт от 30.12.2016 N 6-ЭА, согласно которому общество (частная охранная организация) приняло на себя обязательство по оказанию услуг по централизованной охране помещений заказчика и его структурных подразделений, а управление обязалось оплачивать оказанные ему услуги (пункт 1.1). Охраняемым объектом явилось определенное сторонами имущество заказчика внутри помещений, расположенных по адресу: г. Черемхово, ул. Ленина, 22, оборудованных охранно-пожарной сигнализацией, при условии их сдачи под охрану (пункт 2.2 контракта).
Указанный контракт заключен сторонами на период с 01.01.2017 по 30.06.2017.
Полагая, что проведенный аукцион и заключенный по его результатам государственный контракт нарушают требования закона и иных правовых актов, а именно - пункт 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), часть 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон о частной детективной и охранной деятельности) и пункт 1 приложения N 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", прокурор на основании части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился в арбитражный суд с иском о признании этих аукциона и контракта недействительными.
Удовлетворяя предъявленный иск, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что сторонами нарушен законодательно установленный запрет на осуществление частной охранной деятельности в отношении объектов структурных подразделений УФССП.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Согласно пункту 2 этой статьи признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 этого Кодекса.
В части 3 статьи 11 Закона о частной детективной и охранной деятельности указано, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты государственной охраны и охраняемые объекты, предусмотренные Федеральным законом от 27.05.1996 N 57-ФЗ "О государственной охране", а также на объекты, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Соответствующий перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" (приложение N 1 к этому постановлению). Согласно пункту 1 этого перечня к объектам, на которые частная охранная деятельность не распространяется, относятся здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе судебных приставов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Федеральная служба судебных приставов России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через территориальные органы (пункт 4 Положения), то есть составляет единую федеральную централизованную систему.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения об Управлении Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области, утвержденного приказом ФССП России от 02.10.2013 N 344, управление Федеральной службы судебных приставов по Иркутской области является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, действующим на территории Иркутской области. Следовательно, как обоснованно отметили суды, управление входит в систему федеральных органов исполнительной власти и является ее составной частью.
В данном случае, правильно истолковав и применив приведенные выше нормы материального права, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что объекты УФССП по Иркутской области и его территориальных подразделений (в том числе отделов судебных приставов) не подлежали охране частными охранными организациями, в связи с чем ООО "ОПП "Викинги-Ангарск" было неправомерно допущено к участию в аукционе.
Ссылки управления на положение пункта 23 приложения N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 587 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18.03.2017 N 311, предусматривающего, что частная охранная деятельность не распространяется на объекты Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, в которых оборудованы места для хранения боевого ручного стрелкового оружия и патронов к нему, судами правомерно отклонены, так как указанная норма вступила в силу 29.03.2017 - после проведения оспариваемого аукциона и заключения оспариваемого контракта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В этой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 287 Кодекса обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 августа 2017 года по делу N А19-9937/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.