город Иркутск |
|
01 февраля 2018 г. |
Дело N А19-4602/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Барской А.Л., Кореневой Т.И.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области Багдасарян А.А. (доверенность от 19.06.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года по делу N А19-4602/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Антонова С.Н., суд апелляционной инстанции: Каминский В.Л., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
администрация Шелеховского городского поселения (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятии и Забайкальском крае (далее - Территориальное управление, ответчик), Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство, ответчик) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 38:27:000401:61, площадью 322 402 +/- 710 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, территория квартала N 2 городского леса, с южной стороны автодороги Култукский тракт, от границы застройки, расположенной с восточной стороны ул. Известковая до левого берега р. Олха по границе г. Шелехова; на земельный участок с кадастровым номером 38:27:000000:1011, площадью 765 257 +/- 306 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, территория квартала N 1 городского леса, с северной стороны автодороги Култукский тракт до СНТ "Восточный Сибиряк"; на земельный участок с кадастровым номером 38:27:000000:3281, площадью 158 006 +/- 139 квадратных метров, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - городские леса, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Шелехов, территория квартала N 3 городского леса, в районе больничного городка, улицы Вокзальная, микрорайона Привокзальный.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 года, исковые требования удовлетворены.
Территориальное управление, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 10 июля 2017 года и постановление суда апелляционной инстанции от 23 октября 2017 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что выводы суда о расположении спорных земельных участков в границах муниципального образования и что земельные участки не являются собственностью Российской Федерации, являются неверными. Судом дана ненадлежащая оценка имеющимся в деле доказательствам. В качестве третьего лица в дело не был привлечен уполномоченный орган исполнительной власти - Федеральное агентство лесного хозяйства.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, вступившим 19.03.2015 в законную силу решением Шелеховского городского суда от 18 февраля 2015 года по гражданскому делу N 2-329/15 по заявлению Прокурора города Шелехов, на администрацию возложены обязанности по постановке на кадастровый учет и оформлению права муниципальной собственности на земельные участки занятые городскими лесами в границах кварталов 1 - 6, обозначенных на плате - планшете Шелеховского городского лесничества материалов.
Во исполнение названного решения истец обратился в регистрирующий орган с заявлениями о государственной регистрации права собственности на сформированные и поставленные на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами 38:27:000401:61 и 38:27:000000:1011. Регистрирующий орган по итогам рассмотрения заявлений в государственной регистрации отказал в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельные участки. При этом, в сообщениях от 24.07.2015 исх. N 38/016/006/2015-8522 и N 38/016/006/2015-8523 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним указал, что решение Шелеховского городского суда от 18.02.2015 по гражданскому делу N 2-329/15 не может рассматриваться как правоустанавливающий документ.
Впоследствии, истцом на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 38:27:000000:3281, однако с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок истец в регистрирующий орган не обращался в связи с отсутствием у него, как указал ранее регистрирующий орган, правоустанавливающего документа на земельный участок.
Полагая, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 38:27:000401:61; 38:27:000000:1011 и 38:27:000000:3281 являются землями населенных пунктов с разрешенным использованием - городские леса, и находятся в границах городской черты города Шелехов, в целях исполнения решения Шелеховского городского суда от 18.02.2015, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящими исковыми требованиями.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что спорные земельные участки являются землями населенных пунктов и факт их расположения в границах муниципального образования "город Шелехов" подтвержден материалами дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Согласно статье 59 Земельного кодекса Российской Федерации признание права на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
В силу пункта 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие 7 категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Из положений статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесное законодательство и иные нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, основываются в том числе на принципах использования лесов с учетом их глобального экологического значения, обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, а также использования лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Согласно статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Статьей 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 ЛК РФ.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность расположения лесных участков на землях иных категорий, кроме земель лесного фонда.
Статьей 67 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года N 516, к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов. Леса, расположенные на землях лесного фонда, городскими лесами не являются.
Судами установлено, что спорные земельные участки отнесены в соответствии с кадастровыми паспортами к землям населенных пунктов.
Учитывая Решение Исполнительного комитета Иркутского областного Совета народных депутатов от 04.04.1978 N 200, которым утверждены проекты городской черты и план земельно-хозяйственного устройства города Шелехов, приложение N 6 к Закону Иркутской области от 16.12.2004 N 89-оз "О статусе и границах муниципальных образований Шелеховского района Иркутской области", и принимая во внимание сведения государственного лесного реестра, письмо заместителя министра Лесного комплекса Иркутской области от 25.01.2017 исх. N 176/17, суды двух инстанций обоснованно пришли к выводу, что спорные земельные участки до настоящего времени расположены в границах муниципального образования "город Шелехов", вне границ земель лесного фонда и к землям лесного фонда не относятся, следовательно, не являются собственностью Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В пункте 2 статьи 9, пункте 2 статьи 10 и пункте 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично- правовых образований.
В пункте 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено положение о том, что право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, согласно указанной выше норме Гражданского кодекса Российской Федерации, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.
При таких обстоятельствах, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования истца.
Довод кассационной жалобы о не привлечении к участию в дело в качестве третьего лица Федеральное агентство лесного хозяйства, являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонен на основании следующего.
В силу статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.
Привлечение или непривлечение к участию в деле третьего лица является правом суда, при этом суд при рассмотрении данного вопроса исходит из конкретных обстоятельств дела.
Согласно Приказу Рослесхоза от 15.08.2007 N 370 "Об утверждении Регламента Федерального агентства лесного хозяйства" (Зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 17.09.2007 N 10153), к функциям Федерального агентства лесного хозяйства относится функции по реализации государственной политики в области лесных отношений.
Полномочия в области земельных отношений к функциям названного органа исполнительной власти не отнесены.
Судом рассмотрен спор о признании права собственности на земельные участки.
Судебный акт в данном случае не содержит выводов о правах и обязанностях Федеральное агентство лесного хозяйства.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции, поэтому Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года по делу N А19-4602/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года по делу N А19-4602/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.