город Иркутск |
|
14 ноября 2018 г. |
Дело N А33-18923/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края - Максимовой Л.А. (доверенность N Д-55 от 26.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу крестьянского хозяйства "Ясные Поляны" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2018 года по делу N А33-18923/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Раздобреева И.А., суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
крестьянское хозяйство "Ясные поляны" (ОГРН 1022400561281; ИНН 2424002397; п. Пимия Манского района Красноярского края; далее - крестьянское хозяйство) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края (наименование изменено на Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края) (далее - министерство) о признании недействительным заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проекту Указа Губернатора Красноярского края "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Красноярского края в сезоне охоты 2017-2018 годов", а также утверждающего его приказа N 9-гээ от 09.06.2017 в части квот, установленных для крестьянского хозяйства.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее - Управление Росприроднадзора).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить,
Согласно доводам кассационной жалобы, судами дана неверная оценка действиям министерства при рассмотрении заявки на установление квот добычи охотничьих ресурсов в части обоснованности и достоверности поступивших от заявителя сведений, соблюдения министерством установленного действующим законодательством порядка рассмотрения таких заявок, проведения государственной экологической экспертизы; судами не применены положения статей 16 и 24 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ); недопустимым является обнуление ранее согласованной квоты добычи охотничьих ресурсов; министерством не соблюдены требования пунктов 7 и 8 Порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов и внесения в него изменений (утв. Приказом Минприроды России от 29.06.2010 N 228) (далее - Порядок N 228), устанавливающих основания для уменьшения квоты или отказа в её установлении; в рассматриваемом случае ни министерством, ни судами не приведено доказательств недостоверности заявленных заявителем сведений о численности животных; судами необоснованно применено Положение о порядке проведения Государственной экологической экспертизы (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.1996 N 698) (далее - Положение N 698) и не применен Административный регламент предоставления министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня (утв. Приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 24.02.2010 N 19-о) (далее - Административный регламент); судами не дана надлежащая оценка представленным обществом доказательствам о географическом распространении охотничьих ресурсов, их численности и других необходимых данных, полученным по результатам работ, проведенных по не запрещенным законодательством методикам; представленные министерством доказательства не отвечают требованиям допустимости и достоверности.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представитель министерства поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 23.12.2013 между крестьянским хозяйством (охотпользователь) и Службой по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края (далее - служба) заключено охотхозяйственное соглашение N 24/ОС-83, согласно которому охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а служба обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий (местоположение: Березовский район Красноярского края).
29.03.2017 в адрес министерства от крестьянского хозяйства поступила заявка N МПР/7-5494 на установление квот добычи охотничьих ресурсов на период с 01.08.2017 до 01.08.2018, в частности, добычу лося в количестве 4 особей, благородного оленя (марала) в количестве 6 особей, косули сибирской в количестве 4 особей, кабарги в количестве 3 особей, соболя в количестве 16 особей, бурого медведя в количестве 5 особей.
Согласно проекту квот добычи благородного оленя (марала), лося, косули, кабарги на территории Красноярского края в период с 01.08.2017 до 01.08.2018, подготовленному министерством к рассмотрению на общественных слушаниях по проекту Указа Губернатора Красноярского края "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Красноярского края в сезоне охоты 2017-2018 годов" квоты добычи крестьянского хозяйства установлены следующим образом: 3 особи благородного оленя (марала), 2 особи лося, 4 особи косули, 3 особи кабарги.
Согласно протокола общественных слушаний, состоявшихся 26.04.2017, по их результатам принято решение одобрить представленные материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности и признать предложенные объемы лимитов и квот добычи охотничьих ресурсов не наносящими ущерб воспроизводству охотничьих ресурсов.
Приказом министерства N 7-гээ от 31.05.2017 организовано проведение государственной экологической экспертизы материалов проекта нормативно-технического документа - проекта Указа Губернатора Красноярского края "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Красноярского края в сезоне охоты 2017-2018 годов", утвержден состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта.
Согласно заключению государственной региональной экологической экспертизы от 09.06.2017 положительное заключение получил проект Указа Губернатора Красноярского края "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Красноярского края в сезоне охоты 2017-2018 годов", не содержащий квот добычи по территории крестьянского хозяйства (за исключением бурого медведя).
Заключение государственной экологической экспертизы от 09.06.2017 утверждено приказом министерства N 9-гээ от 09.06.2017.
Не согласившись с заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 09.06.2017 по проекту Указа Губернатора Красноярского края "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Красноярского края в сезоне охоты 2017-2018 годов", а также утверждающим данное заключение приказом N 9-гээ от 09.06.2017 в части квот, установленных для крестьянского хозяйства, последнее обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из наличия у министерства оснований для не установления запрашиваемой квоты добычи охотничьих ресурсов на территории крестьянского хозяйства.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Согласно статье 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) лимит добычи охотничьих ресурсов утверждается для каждого субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок не позднее 1 августа текущего года на период до 1 августа следующего года (часть 3). При исчислении лимита добычи охотничьих ресурсов учитываются их численность, размещение в среде обитания, динамика состояния и другие данные государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, документированная информация государственного охотхозяйственного реестра, данные федерального государственного статистического наблюдения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (часть 5). Квота добычи охотничьих ресурсов в отношении каждого закрепленного охотничьего угодья определяется в соответствии с заявками, представленными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения в соответствии с настоящим Федеральным законом (часть 9). В случае, если квота добычи охотничьих ресурсов в отношении закрепленного охотничьего угодья устанавливается в меньшем объеме, чем объем, определенный предусмотренной частью 9 настоящей статьи заявкой, обосновываются причины такого несоответствия (часть 10).
В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка N 228 юридические лица и индивидуальные предприниматели, заключившие охотхозяйственные соглашения до 15 апреля подают в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (далее - уполномоченный орган субъекта Российской Федерации), заявку на установление квоты добычи для каждого вида охотничьих ресурсов. В заявке для каждого вида охотничьих ресурсов необходимо указать: свойственную для вида охотничьего ресурса площадь обитания (если охотустройство не производилось, указывается общая площадь охотничьего угодья); численность и показатель численности на 1000 га в текущем году и за два предыдущих года; квоту добычи, выраженную в процентах от численности охотничьего ресурса в текущем году; квоту добычи, выраженную в количестве особей, предполагаемых к изъятию, в том числе количество особей в возрасте до одного года, взрослых особей (самцов с неокостеневшими рогами, самцов во время гона, без подразделения по половому признаку). Квота добычи охотничьих ресурсов определяется для каждого вида охотничьих ресурсов в соответствии с заявкой, предоставленной юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, в пределах установленных нормативов допустимого изъятия на основании данных о численности (данные о численности охотничьих ресурсов на 1 апреля текущего года по данным государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания) заявленного вида охотничьих ресурсов.
Пунктом 7 Порядка N 228 предусмотрено, что квота (объем) добычи охотничьих ресурсов не устанавливается: при отсутствии заявки; в случае отсутствия данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов; в случае, при котором определение квоты добычи приводит к результату менее чем одна особь.
В случае если планируемая квота добычи охотничьих ресурсов в закрепленном охотничьем угодье, указанная в заявке, выше, чем допускается нормативами допустимого изъятия охотничьих ресурсов, либо при установлении квоты не учтено снижение численности охотничьих ресурсов относительно численности в предыдущем сезоне охоты, уполномоченный орган субъекта Российской Федерации устанавливает квоту добычи охотничьих ресурсов в отношении этого охотничьего угодья в меньшем объеме, чем объем, определенный заявкой, обосновывая причины такого несоответствия, о чем в трехдневный срок уведомляет юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, подавшего заявку (пункт 8 Порядка N 228).
Как установили суды, согласно заключению государственной региональной экологической экспертизы от 09.06.2017, утвержденному приказом министерства N 9-гээ от 09.06.2017, положительное заключение получил проект Указа Губернатора Красноярского края "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Красноярского края в сезоне охоты 2017-2018 годов" не содержащий квот добычи по территории крестьянского хозяйства (за исключением бурого медведя - 4 особи).
При этом, отсутствие достоверных сведений (их недостоверность) о состоянии численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, как правильно указано судами, равноценно отсутствию указанных данных на момент утверждения квоты добычи охотничьих ресурсов, что предусмотрено абзацем 2 пункта 7 Порядка N 228 в качестве основания для не установления заинтересованному лицу запрашиваемой квоты.
Порядок подготовки документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов в субъекте Российской Федерации установлен пунктами 9 - 18 Порядка N 228.
Порядок организации и проведения государственной экологической экспертизы, как верно указали суды, определяется Федеральным законом N 174-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе Положением N 698. При этом суд кассационной инстанции отмечает, что в соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента Положение N 698 входит в перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.
В рассматриваемом случае нарушений министерством порядка проведения государственной региональной экологической экспертизы судами обоснованно не установлено, заявленные в кассационной жалобе доводы, в том числе со ссылкой на Административный регламент, не опровергают выводы судов в данной части.
Крестьянское хозяйство полагает незаконным исключение (уменьшение) министерством квот добычи лося, благородного оленя (марала), косули сибирской, кабарги, соболя, бурого медведя, в том числе квот, ранее включенных министерством в проект Указа Губернатора Красноярского края "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Красноярского края в сезоне охоты 2017-2018 годов", подготовленный к рассмотрению на общественных слушаниях по проекту и одобренный по результатам указанных слушаний 26.04.2017.
В части указанных доводов судами обоснованно установлено, что в порядке части 4 статьи 16 Федерального закона N 174-ФЗ по запросу экспертной комиссии (служебная записка N СЛ-553 от 05.06.2017) в дополнение к материалам, обосновывающим принятие проекта Указа Губернатора Красноярского края "Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории Красноярского края в сезоне охоты 2017-2018 годов" министерством было направлено заключение по результатам анализа и проверки материалов зимнего маршрутного учета в закреплённых охотничьих угодьях крестьянского хозяйства в январе 2017 года, согласно которому имелись обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности представленных заявителем сведений об учете численности охотничьих ресурсов в закрепленных угодьях, в связи с чем материалы зимнего маршрутного учета заявителя не приняты для расчета объема охотничьих ресурсов.
Оценив в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами доказательства, в том числе заключение по результатам анализа и проверки материалов зимнего маршрутного учета в закреплённых охотничьих угодьях крестьянского хозяйства в январе 2017 года, служебную записку министерства от 18.05.2017, экспертное заключение от 29.01.2018, суды мотивированно признали доказанным факт предоставления крестьянским хозяйством недостоверных сведений об учете численности охотничьих ресурсов в закрепленных угодьях.
При таких обстоятельствах у министерства в соответствии с пунктом 7 Порядка N 228 отсутствовали основания для установления квот крестьянскому хозяйству в связи с отсутствием достоверных данных о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях или на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов.
На основании изложенного суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что заключение государственной экологической экспертизы от 09.06.2017 и утвердивший данное заключение приказ министерства N 9-гээ от 09.06.2017 в части не установления квот для крестьянского хозяйства, являются законными и обоснованными, так как заявитель не представил достоверные данные о численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях крестьянского хозяйства, а достоверность ранее представленных заявителем сведений опровергнута министерством.
Данные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующим в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы, изложенные заявителем в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 28 мая 2018 года по делу N А33-18923/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 августа 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.