город Иркутск |
|
02 февраля 2018 г. |
Дело N А78-493/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года по делу N А78-493/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Дамбаров С.Д.; суд апелляционной инстанции: Капустина Л.В., Скажутина Е.Н., Юдин С.И.),
установил:
индивидуальный предприниматель Чипизубов Владимир Анатольевич (ОГРН: 304752434300016, ИНН: 751800028262; далее - ИП Чипизубов В.А., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края к Забайкальскому краю в лице министерства финансов Забайкальского края (ОГРН: 1087536008108, ИНН: 7536095230, г. Чита; далее - министерство финансов), администрации муниципального района "Читинский район" (ОГРН: 1027500847934, ИНН: 7524000811, г. Чита; далее - администрация) с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями о взыскании 1 079 572 рублей 37 копеек убытков, связанных с льготной перевозкой граждан за период с 01.10.2012 по 31.10.2015.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 апреля 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Забайкальский край в лице министерства финансов, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - министерство территориального развития Забайкальского края (ОГРН: 1087536008713, ИНН: 7536095857, г. Чита; далее - министерство территориального развития).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года (с учетом определения Арбитражного суда Забайкальского края от 29 августа 2017 года об исправлении опечатки), оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2017 года, исковые требования удовлетворены частично - с Забайкальского края в лице министерства финансов за счет его казны в пользу истца взысканы убытки в размере 939 832 рублей 37 копеек, в удовлетворении остальной части иска отказано; в иске к администрации отказано;
с предпринимателя в доход федерального бюджета взыскано 3 080 рублей государственной пошлины.
Не согласившись с принятыми судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, по делу принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы просит проверить законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в связи с несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам спора и представленным в материалы дела доказательствам, нарушением судами норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, документы, подтверждающие наличие задолженности за период 2012-2013 года, материалы дела не содержат. Предпринимателем не представлен расчет требований с разбивкой помесячно и за каждый год спорного периода.
Министерство финансов указывает, что требования истца за 2012 и 2013 года удовлетворению не подлежат, как заявленные за пределами срока исковой давности.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку в данном случае недополученная плата подлежит возмещению администрацией за счет средств местного бюджета, перед которой субъектом в полном объеме выполнены обязательства по финансированию спорных расходов. Источником компенсации убытков являются субвенции краевого бюджета, размер которых определяется в соответствии с методикой расчета общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам на осуществление государственного полномочия.
Бюджетные назначения по организации социальной поддержки граждан, обладающих правом льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, в спорные периоды были исполнены в полном объеме.
Министерство финансов полагает, что главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края по ведомственной принадлежности (в сфере транспорта) является министерство территориального развития. Договоры на возмещение убытков, заключенные истцом с министерством территориального развития, предпринимателем в материалы дела не представлены.
Кроме того, заявитель кассационной жалобы также утверждает, что истцом не доказан факт причинения и размер понесенных убытков.
Отзывов на кассационную жалобу не представлено.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, администрация заключила с предпринимателем договоры на транспортное обслуживание льготного проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Читинского района Забайкальского края от 01.01.2013 N 13, от 01.01.2014 N 12, от 01.01.2015 N 12.
По условиям указанных договоров, ИП Чипизубов В.А. обязался в период с 01.10.2012 по 31.10.2015 предоставить льготный проезд гражданам на маршрутах городского и пригородного сообщения пассажирского транспорта общего пользования в соответствии с Законом Забайкальского края от 23.09.2009 N 243-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" (далее - Закон края N 243-ЗЗК), а администрация обязалась за счет средств краевого бюджета возмещать исполнителю расходы, образовавшиеся вследствие предоставления льгот.
В соответствии с указанными договорами предпринимателем исполнены обязательства в полном объеме, о чем свидетельствуют представленные акты сверок.
Поскольку затраты ИП Чипизубова В.А. на осуществление перевозки льготной категории пассажиров за период с 2012 по 2015 года возмещены администрацией не были, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования истца, руководствовались статьями 15, 16, 196, 790, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом края N 243-ЗЗК, Законом Забайкальского края от 30.04.2015 N 1165-ЗЗК "О льготном проезде на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования для отдельных категорий граждан на территории Забайкальского края" (далее - Закон края N 1165-ЗЗК), постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 "Об утверждении Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории Забайкальского края" (далее - постановление N 425), пунктами 16, 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Арбитражный суд Забайкальского края и Четвертый арбитражный апелляционный суд пришли к выводам о том, что независимо от причин недофинансирования через субвенции муниципального образования требования истца о возмещении убытков подлежат удовлетворению за счет казны Забайкальского края. Также суды установили наличие оснований для применения исковой давности в отношении требования о взыскании задолженности за 2012 год.
Вывод судов о том, что финансирование расходов на обеспечение предоставления отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде льготы на проезд в городском и пригородном автотранспорте общего пользования относится к расходным обязательствам Забайкальского края в лице министерства финансов является правильным.
Между тем, отклоняя доводы ответчика - Забайкальского края в лице министерства финансов о пропуске срока исковой давности за период 2013 года, суды исходили из того, что требование предъявлено в суд 30.12.2016.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 196 названного Кодекса).
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если иное не установлено законом, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
О нарушении права на получение компенсации расходов по перевозке льготной категории пассажиров за 2013 год предприниматель мог и должен был узнать по окончании финансового года - не позднее 01.01.2014. С этой даты согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации и с учетом требований статьи 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует исчислять срок исковой давности (до 01.01.2017).
Вместе с тем, суды не учли, что ходатайство истца о привлечении Забайкальского края в лице министерства финансов в качестве ответчика по требованию, заявленному им, подано 13.04.2017, то есть за пределами трехлетнего срока исковой давности (пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации").
В связи с изложенным суд кассационной инстанции считает, что вывод судов об отсутствии оснований для применения срока исковой давности в отношении требований за период 2013 года является неправомерным.
С учетом того, что при рассмотрении дела судами размер задолженности за период с 2012 по 2015 года определен на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, представлен в виде сумм задолженности за каждый календарный год, решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года по делу N А78-493/2017 (с учетом определения Арбитражного суда Забайкальского края об исправлении опечатки от 29 августа 2017 года) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2017 года по тому же делу подлежат изменению на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы, касающиеся неправомерного возложения на министерство финансов обязанности по возмещению убытков, являются необоснованным, поскольку решение арбитражного суда принято в отношении субъекта в лице соответствующего органа государственной власти (в данном случае министерства финансов) и за счет казны субъекта.
Решение о взыскании убытков с министерства финансов судами не принималось. Более того, Законы о бюджете Забайкальского края на 2014-2015 года не определяют министерство территориального развития в качестве главного распорядителя бюджетных средств, направляемых на компенсационные выплаты субъектам предпринимательской деятельности при оказании услуг по перевозке льготной категории граждан.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
В остальной части решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года по делу N А78-493/2017 (с учетом определения Арбитражного суда Забайкальского края об исправлении опечатки от 29 августа 2017 года) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения.
В связи с изменение обжалуемых судебных актов подлежит перераспределению взысканная с истца государственная пошлина по делу в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года по делу N А78-493/2017 (с учетом определения Арбитражного суда Забайкальского края об исправлении опечатки от 29 августа 2017 года) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2017 года по тому же делу изменить.
Изложить абзацы 2-5 резолютивной части решения Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года в следующей редакции:
"Взыскать с Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230) за счет его казны в пользу индивидуального предпринимателя Чипизубова Владимира Анатольевича (ОГРН 304752434300016, ИНН 751800028262) убытки в сумме 905 200 руб. 37 коп.
В остальной части иска к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230) отказать.
В иске к администрации муниципального района "Читинский район" (ОГРН 1027500847934, ИНН 7524000811) отказать.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Чипизубова Владимира Анатольевича (ОГРН 304752434300016, ИНН 751800028262) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 844 руб".
В остальной части резолютивную часть решения Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
В остальной части решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года по делу N А78-493/2017 (с учетом определения Арбитражного суда Забайкальского края об исправлении опечатки от 29 августа 2017 года) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения.
...
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года по делу N А78-493/2017 (с учетом определения Арбитражного суда Забайкальского края об исправлении опечатки от 29 августа 2017 года) и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2017 года по тому же делу изменить.
Изложить абзацы 2-5 резолютивной части решения Арбитражного суда Забайкальского края от 24 июля 2017 года в следующей редакции:"
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 февраля 2018 г. N Ф02-7575/17 по делу N А78-493/2017