город Иркутск |
|
8 февраля 2018 г. |
Дело N А74-17530/2017 |
Резолютивная часть решения объявлена 1 февраля 2018 года.
Полный текст решения изготовлен 8 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Качукова С.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шадчиной Е.А.,
при участии в судебном заседании, проводимом путем использования систем видеоконференц-связи, в Арбитражном суде Республики Хакасия представителя акционерного общества "Хакасэнергосбыт" Беляева Андрея Викторовича (доверенность от 09.01.2017, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление акционерного общества "Хакасэнергосбыт" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 мая 2015 года по делу N А74-3113/2014, возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины,
установил:
решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 мая 2015 года по делу N А74-3113/2014 с администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006506, ОГРН 1061903000961, далее - администрация) в пользу открытого акционерного общества "Хакасэнергосбыт" (ИНН 1901067690, ОГРН 1051901067998, г. Абакан, далее - АО "Хакасэнергосбыт") взысканы:
1 824 250 рублей 43 копейки неосновательного обогащения, а также расходы по уплате государственной пошлины в сумме 31 243 рублей, расходы на оплату услуг эксперта в сумме 75 520 рублей. Судебный акт вступил в законную силу.
Акционерное общество "Хакасэнергосбыт" (ИНН 1901067690, ОГРН 1051901067998, г. Абакан, далее - АО "Хакасэнергосбыт", взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с заявлением о присуждении компенсации в сумме 106 337 рублей 99 копеек за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 мая 2015 года по делу N А74-3113/2014, о возмещении расходов по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.
В обоснование заявления АО "Хакасэнергосбыт" сослалось на Федеральный закон от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) и указало, что на момент обращения с заявлением в арбитражный суд просрочка исполнения исполнительного листа составляет 670 дней, при установленном сроке исполнения 3 месяца. На настоящее время решение суда не исполнено, остаток задолженности составляет 1 931 013 рублей 43 копейки.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены: муниципальное образование Коммунаровский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия в лице администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия, Управление Федерального казначейства по Республике Хакасия (далее - УФК по Республике Хакасия).
Администрация в своих возражениях указала на то, что невозможность своевременного исполнения судебного акта обусловлена дефицитом бюджета муниципального образования и отсутствием выделения Министерством финансов Республики Хакасия дополнительных финансовых средств для исполнения судебных решений по запросам администрации. В обоснование данных обстоятельств администрацией представлены копии писем адресованных в Министерство финансов Республики Хакасия от 23.11.2015 N 443, от 14.11.2016 N 613, от 26.12.2017 N 611.
УФК по Республике Хакасия в отзыве требование заявителя не признало, указало на то, что со своей стороны УФК по Республике Хакасия после получения исполнительного листа принимало меры к исполнению судебного акта: уведомление о поступлении исполнительного документа направило должнику своевременно, информацию об источнике образования задолженности затребовало, осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете администрации на основании пункта 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации приостановило.
АО "Хакасэнергосбыт" в представленных возражениях на отзывы администрации и УФК по Республике Хакасия сослалось на несостоятельность доводов, приведенных в обоснование невозможности исполнения судебного акта.
Заявление о присуждении компенсации рассмотрено по представленным доказательствам в порядке статей 156, 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В предварительном судебном заседании 27.12.2017 представитель АО "Хакасэнергосбыт" полностью поддержал заявленные требования, глава Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия Гриценко Н.А. возразила на заявление.
В судебное заседание 01.02.2018 представитель АО "Хакасэнергосбыт" также поддержал заявленные требования.
Администрация и УФК по Республике Хакасия, будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении заявления, в судебное заседание своих представителей не направили, администрация заявила ходатайство о рассмотрении заявления в ее отсутствие.
Исследовав и оценив доводы АО "Хакасэнергосбыт" и представленные в их обоснование доказательства, а также материалы дела, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Полученный на основании решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 мая 2015 года по делу N А74-3113/2014 исполнительный лист серии ФС N 006623851 поступил в УФК по Республике Хакасия 13.10.2015. Уведомление о поступлении исполнительного документа от 13.10.2015 N 80-26-11/2965 было вручено должнику - администрации. До настоящего времени исполнительный лист не исполнен.
В силу положений части 3 статьи 1 Закона о компенсации присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 19 постановления от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Постановление N 11) разъяснил, что согласно части 8 статьи 3 Закона о компенсации, части 3 статьи 222.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в случае, если производство по исполнению судебного акта не окончено, может быть подано не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.
Для исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета по денежным обязательствам, в том числе казенных учреждений, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен трехмесячный срок для исполнения, исчисляемый со дня поступления в орган, уполномоченный исполнять судебный акт, надлежащим образом оформленного исполнительного документа, а также иных документов, предусмотренных законом (статья 242.1, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в предусмотренный приведенной нормой срок исполнительный лист, полученный органом, уполномоченным исполнять судебный акт, по настоящему делу не исполнен, просрочка составляет около двух лет. Такой срок неисполнения судебного акта суд расценивает как не отвечающий критерию разумности.
В соответствии с частью 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении заявления о присуждении компенсации арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом, в том числе, следующих обстоятельств: достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта; общая продолжительность неисполнения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о компенсации право на получение компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта возникает в случае, если этот судебный акт предусматривает: обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера.
В силу абзаца 6 подпункта "б" пункта 2 Постановления N 11 Закон о компенсации распространяется на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с действующим на момент возникновения данных правоотношений законодательством, в том числе, по денежным обязательствам казенного учреждения.
Согласно пункту 2 статьи 1 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).
В силу пункта 46 Постановления N 11 действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
При этом необходимо учитывать своевременность выдачи надлежащим образом оформленного исполнительного документа, направления его и документов, предусмотренных статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации или Законом об исполнительном производстве, судом или взыскателем в орган, организацию или должностному лицу, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, а также выяснять, не вызвана ли задержка в выдаче или направлении исполнительного документа поведением взыскателя.
Из материалов дела следует, что неисполнение судебного акта произошло по причинам, не зависящим от взыскателя, поскольку исполнительный лист был своевременно выдан Арбитражным судом Республики Хакасия (02.10.2015) и в разумный срок направлен АО "Хакасэнергосбыт" в адрес УФК по Республике Хакасия для исполнения (13.10.2015).
Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации (часть 2 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 статьи 222.3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскатель должен обосновать размер требуемой компенсации.
Согласно статье 2 Закона о компенсации и пункту 60 Постановления N 11 в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Размер компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств производства по исполнению судебного акта, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также принимать во внимание практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим судом за аналогичные нарушения (часть 2 статьи 2 Закона о компенсации).
С учетом положений указанных норм права, результатов оценки по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющихся и представленных в дело доказательств (копии исполнительного листа серии ФС N 006623851; копии заявления от 09.10.2015 N 13577 о направлении исполнительного листа с отметкой о вручении; содержания принятого по делу судебного акта; пояснений и отзывов по делу) суд считает установленным факт нарушения права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок, а обращение АО "Хакасэнергосбыт" с заявлением о присуждении компенсации - правомерным и обоснованным.
При рассмотрении вопроса о достаточности и эффективности осуществляемых действий в целях своевременного исполнения судебного акта Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа учитывает, что УФК по Республике Хакасия приостановило осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете администрации, что подтверждается уведомлением от 14.01.2016 N 80-26-11/109, а также ходатайства администрации о выделении дополнительных финансовых средств для исполнения судебного решения Арбитражного суда Республики Хакасия, направленных в Министерство финансов Республики Хакасия.
Обосновывая размер компенсации в сумме 106 337 рублей 99 копеек, взыскатель указал на значительность для него размера суммы взыскания; невозможность длительное время пользоваться присужденными денежными средствами, которые общество разумно рассчитывало получить; обоснованность суммы компенсации, исходя из практики присуждения компенсации Европейским судом по правам человека.
При определении размера компенсации Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа исходит из следующего: исполнительное производство по исполнительному листу ФС N 006623851 до настоящего времени не завершено; длительность неисполнения судебного акта составляет около двух лет; неполученная денежная сумма не использовалась в обороте в течение указанного времени и, соответственно, не приносила прибыли.
В постановлении от 26.11.2013 N 8628/13 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, определяя правовую позицию, указал, что положения Закона о компенсации свидетельствуют о том, что присуждаемая компенсация за длительное неисполнение судебного акта по своей правовой природе является компенсацией неимущественного вреда.
С учетом установленных по данному конкретному делу обстоятельств, суд признает испрашиваемую сумму компенсации за неисполнение судебного акта в разумный срок в размере 106 337 рублей 99 копеек чрезмерной и, учитывая принципы разумности, справедливости и практику Европейского суда по правам человека (постановления от 07 мая 2002 года по делу "Бурдов против России", от 21 июня 2007 года по делу "Придатченко и другие против Российской Федерации", от 12 июня 2008 года по делу "Марокко против Российской Федерации"), считает необходимым определить сумму компенсации в размере 30 000 рублей.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации обязанность исполнения в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями органа местного самоуправления, в том числе требования имущественного характера, возложена на соответствующий финансовый орган.
В силу пункта 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается, в том числе за счет средств местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
При этом под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются финансовые органы местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований), которым в настоящем деле является администрация Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия.
В силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявление АО "Хакасэнергосбыт" о присуждении компенсации частично удовлетворено, уплаченная при его подаче государственная пошлина в сумме 6 000 рублей в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с муниципального образования.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 222.1-222.9, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
РЕШИЛ:
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 28 мая 2015 года по делу N А74-3113/2014 удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального образования Коммунаровский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия в лице администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ИНН 1911006506, ОГРН 1061903000961, место нахождения: Республика Хакасия, Ширинский район, село Коммунар, ул. Пролетарская, д. 77) за счет средств местного бюджета в пользу акционерного общества "Хакасэнергосбыт" (ИНН 1901067690, ОГРН 1051901067998, место нахождения: Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Крылова, д. 41А) компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 30 000 рублей.
Выплату произвести на расчетный счет N 40702810810000000005, открытый в акционерном коммерческом банке "Мосуралбанк" (АО) г. Москвы, БИК 044525075, к/с 30101810345250000075 в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу, ИНН1901067690, КПП 190101001, получатель акционерное общество "Хакасэнергосбыт".
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с муниципального образования Коммунаровский сельсовет Ширинского района Республики Хакасия в лице администрации Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия в пользу акционерного общества "Хакасэнергосбыт" 6 000 рублей государственной пошлины в возмещение судебных расходов.
Выдать исполнительные листы.
Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в порядке части 4 статьи 222.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Закона о компенсации и пункту 60 Постановления N 11 в каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
...
В силу пункта 3 статьи 4 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается, в том числе за счет средств местного бюджета, если такое нарушение было допущено органом или организацией, финансируемыми за счет средств соответствующего бюджета, либо должностным лицом этого органа или этой организации.
При этом под финансовым органом, указанным в пункте 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются финансовые органы местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований), которым в настоящем деле является администрация Коммунаровского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия."
Решение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 февраля 2018 г. N Ф02-7347/17 по делу N А74-17530/2017