город Иркутск |
|
08 февраля 2018 г. |
Дело N А19-4169/2017 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Барской А.Л., Бурковой О.Н.,
при участии в судебном заседании представителей Федерального казенного учреждения "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" Забелиной К.Л. (доверенность от 24.01.2018), Кульковой Г.А. (доверенность от 07.02.2018), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Шаткус И.Н. (доверенность от 07.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика- администрации Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 августа 2017 года по делу N А19-4169/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Архипенко А.А., суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1023801032090, ИНН 3800000140, г.Иркутск, далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к администрации Тайшетского муниципального образования "Тайшетское городское поселение" (далее - администрация, ответчик) об обязании принять из федеральной собственности в муниципальную собственность участки подходов к городу Тайшету автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р-255 "Сибирь" с км 1213+700 по км 1216+750 (протяженность 3,050 км) и с км 1207+400 по км 1208+780 (протяженность 1,380 км).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республики Бурятия и Забайкальском крае.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2017 года, исковые требования удовлетворены.
Администрация, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 21 августа 2017 года и постановление суда апелляционной инстанции от 15 ноября 2017 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального права, и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
Из кассационной жалобы следует, что суд апелляционной инстанции не дал оценки доводам администрации о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права.
В отзыве на кассационную жалобу истец считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Российской Федерации принадлежит на праве собственности федеральная автомобильная дорога М-53 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, назначение: нежилое, протяженностью 25 300 м, инв.N 27662, лит. I, адрес объекта: Иркутская область, Федеральная автомобильная дорога М-53 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Подход к г. Тайшету км 1213+700 - км 1216+750, федеральная автомобильная дорога М-53 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, назначение: нежилое, протяженностью 3050 м, инв.N 27664, лит.1, адрес (местоположение) объекта: Иркутская область, Федеральная автомобильная дорога М-53 "Байкал" от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, Кемерово, Иркутск, Улан-Удэ до Читы. Подход к г. Тайшету км 1204+120 - км 1207+400 (свидетельства о государственной регистрации права от 01.07.2014 серии 38 АЕ 470277 и 38 АЕ 470279).
Автомобильная дорога М-53 "Байкал" включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения".
Федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании "Российские автомобильные дороги" (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928).
Федеральная автомобильная дорога М-53 "Байкал" государством передана в оперативное управление федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства" (свидетельства о государственной регистрации права от 01.07.2014 серии 38 АЕ 470278 и 38 АЕ 470276).
Перечисленные участки автодороги расположены на земельном участке кадастровый номер 38:29:000000:1, переданном в постоянное (бессрочное) пользование федеральному казенному учреждению "Управление автомобильной магистрали Красноярск-Иркутск Федерального дорожного агентства", на территории, находящейся в ведении муниципального образования "Тайшетское городское поселение" (свидетельство о государственной регистрации права от 12.11.2014 серия 38 АЕ 654520).
В 2010 году был введен в эксплуатацию участок федеральной автомобильной дороги общего пользования Р-255 "Сибирь" (обход города Тайшета) км.1200+000-1225+300, протяженностью 25, 3 км (схема автомобильной дороги общего пользования федерального значения М-53 "Байкал" на участках км 1213+700 - км 1216+750 и км 1204+120 - км 1208+780).
Считая, что в результате утраты спорными участками автомобильной дороги статуса участка дороги федерального значения и использование их муниципальным образованием в своих территориальных границах, спорные участки автодороги находится в федеральной собственности не могут, а потому подлежат передаче в муниципальную собственность, управление неоднократно обращалось к ответчику по вопросу согласования передачи участков автомобильной дороги М-53 "Байкал" км 1204+120 км 1207+400 и 1213+700 - км 1246+750 в муниципальную собственность, однако ответчик своего волеизъявления на передачу указанных участков автомобильной дороги М-53 "Байкал" не выразил (письма от 14.11.2016 N 4192, от 21.10.2015 N 3849, от 06.04.2015 N 302, от 26.11.2014 N 3316, от 02.08.2013 N 2731) и, как полагает истец, под надуманным предлогами уклонился от приемки спорных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Исходя из установленного законом запрета на нахождение в федеральной собственности муниципального имущества и использование спорных участков муниципальным образованием, истец посчитал свои права и права государства нарушенными, в связи с чем обратился в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что спорные участки дороги относятся к составу автодорог, которые не могут находиться в федеральной собственности и используются органами местного самоуправления.
Четвертый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Автомобильная дорога в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона об автомобильных дорогах) определена как объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу частей 7, 9 статьи 6 Закона об автомобильных дорогах автомобильные дороги, которые исключаются из перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденных высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, передаются в собственность Российской Федерации или муниципальную собственность в порядке, установленном федеральными законами и Правительством Российской Федерации.
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно части 3 статьи 5 Закона об автомобильных дорогах к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (далее - Федеральный закон т 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 85 указанного закона установлено, что в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают безвозмездную передачу в муниципальную собственность находящегося в собственности субъекта Российской Федерации имущества, предназначенного для решения вопросов местного значения.
В абзацах 5, 6, 7 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае: если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Учитывая вышеизложенное, установив, что спорные участки дороги в настоящее время используются для соединения города Тайшета с федеральной автомобильной дорогой М-53 "Байкал" и Р-255 "Сибирь" и обеспечения дорожной деятельности внутри границ муниципального образования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что спорная дорога относится к муниципальной собственности и подлежит передаче ответчику в силу закона, в связи с чем правомерно удовлетворили заявленные исковые требования.
Довод заявителя кассационной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившихся в отсутствии протокольного определения арбитражного суда об отказе в удовлетворении ходатайства администрации о приостановлении производства по данному делу, опровергается материалами дела, так как согласно протоколу судебного заседания от 15.08.2017 (т.2, л.д.100) указанное ходатайство рассмотрено и отклонено.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 августа 2017 года по делу N А19-4169/2017 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2017 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 августа 2017 года по делу N А19-4169/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения судебных актов, принятые на основании определения Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 января 2018 года, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.