город Иркутск |
|
20 февраля 2018 г. |
Дело N А78-5751/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2017 года по делу N А78-5751/2017 Арбитражного суда Забайкальского края (суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
Министерство финансов Забайкальского края (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - управление) о признании недействительным представления N 17-1/2 от 16.01.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство территориального развития Забайкальского края, Правительство Забайкальского края, Федеральное агентство водных ресурсов.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 июля 2017 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2017 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Признано недействительным, как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации, представление Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю N 17-1/2 от 16.01.2017.
В кассационной жалобе управление просит проверить законность принятого по делу судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права и неполным выяснением обстоятельств дела.
По мнению заявителя, министерство является уполномоченным органом организующим исполнение расходных обязательств субъекта, который рассматривает предложения иных отраслевых министерств и составляет проект бюджета края.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 28.12.2017), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением на основании приказа N 552-о от 20.10.2016 в период с 27 октября 2016 года по 28 ноября 2016 года проведена выездная плановая проверка использования средств федерального бюджета, направленных на реализацию государственной программы "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" и достоверности отчетности о реализации данной программы в отношении Министерства финансов Забайкальского края.
В ходе проверки выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а именно: не исполнена обязанность по направлению средств бюджета Забайкальского края на финансирование объекта "Стабилизация русловых процессов реки Аргунь" (1 очередь), нарушение в денежном выражении составило 72 765 774,74 рублей.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 23.11.2016.
Представлением N 17-1/2 от 16.01.2017 министерству предложено рассмотреть информацию о выявленных нарушениях, а также принять меры по устранению причин и условий их совершения; о результатах исполнения настоящего представления проинформировать управление не позднее 2 дней с даты исполнения представления.
Полагая, что представление N 17-1/2 от 16.01.2017 является незаконным, министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что оспариваемое представление соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на отсутствие нарушений министерством требований частей 1 и 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации федеральным законом о федеральном бюджете могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно оспариваемому представлению, министерству вменено нарушение части 1 и 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "б" пунктов 3, 4 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программой "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480, пункта 3.3.4 Соглашения МС-51/15 от 29.05.2013, за неисполнение обязанности по направлению средств бюджета Забайкальского края на финансирование объекта "Стабилизация русловых процессов реки Аргунь (1 очередь)" на сумму 72 765 774,74 рублей.
В рамках федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1996 N 480, между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Забайкальского края 29.05.2013 подписано Соглашение МС-51/15 о предоставлении субсидий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в отношении которых главным распорядителем средств федерального бюджета является Федеральное агентство водных ресурсов, бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы.
Пунктом 3.3.4 указанного соглашения предусмотрена обязанность субъекта Российской Федерации направить средства бюджета субъекта Российской Федерации в объеме 75 000 000 рублей на финансирование объектов капитального строительства согласно приложению N 2 к Соглашению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
Суд отметил, что Министерство финансов Забайкальского края осуществляет распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета края на предоставление бюджетным и автономным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в рамках утвержденного бюджета на определенный плановый период.
Установив фактические обстоятельства спора, правильно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, основанные на применении бюджетного законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований считать министерство нарушившим бюджетное законодательство, оспариваемое представление - законным.
Суд исходил из того, что поскольку финансирование из бюджета Забайкальского края осуществляется при наличии расходных обязательств края в том объеме бюджетных ассигнований, который утвержден законом о бюджете, исходя из потребностей, определяемых главным распорядителем бюджетных средств и в соответствии с его заявками, возложение ответственности за неисполнение пункта 3.3.4 Соглашения от 29.05.2013 МС-51/15 с учетом положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации на Министерство финансов Забайкальского края является неправомерным.
Суд указал, что Министерство финансов Забайкальского края не несет ответственности за достижение значений показателей результативности использования средств субсидий в рамках вышеприведенного Соглашения.
Исходя из изложенного, доводы кассационной жалобы отклоняются, как направленные на переоценку выводов суда апелляционной инстанции относительно обстоятельств по данному делу и основанные на ином толковании положений действующего законодательства.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 05 октября 2017 года по делу N А78-5751/2017 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.