г. Иркутск |
|
27 февраля 2018 г. |
Дело N А19-3615/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 февраля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в открытом судебном заседании представителей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - Вегера А.А. (доверенность от 06.02.2018); акционерного общества "Группа "Илим" - Журавлевой А.В. (доверенность от 22.02.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года по делу N А19-3615/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
акционерное общество "Группа "Илим" (далее - общество) обратилось с требованием, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - управление) о признании незаконным бездействия, выраженного в непредоставлении заявителю земельного участка в аренду и ненаправлении в адрес заявителя подготовленных проектов договоров аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:550; о признании незаконными действий, выразившихся в требовании письмом от 20.01.2017 предоставления дополнительных документов для подготовки договора аренды на испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550; об обязании предоставить в аренду земельный участок, подготовить и направить в адрес общества подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:550 с предложением о его заключении.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, суды сделали ошибочные выводы о том, что общество исполнило приказ Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов", предоставив управлению все необходимые документы. В частности не были представлены схемы расположения земельных участков в порядке статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления и общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество владеет на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием, расположенном на земельном участке с кадастровым номером 38:34:016001:550.
22.12.2016 общество обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области с заявлением о предоставлении в аренду на 49 лет без проведения торгов земельного участка площадью 4 891 кв. м., с кадастровым номером 38:34:016001:550, приложив перечень документов.
Письмом от 20.01.2017 управление сообщило обществу о невозможности рассмотрения названного заявления, в связи с непредоставлением заявителем документов, необходимых для рассмотрения вопроса о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду.
Общество посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратилось в суд с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности заявителем незаконного бездействия на стороне управления, чем нарушаются права и законные интересы общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрен в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4-6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (часть 2 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Суды исходили из того, что общество, обращаясь в управление с заявлением о приобретении земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:550 в аренду, представило все необходимые документы и сведения.
Довод управления о необходимости предоставления дополнительных документов для подготовки проекта договора аренды на испрашиваемый обществом земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550 мотивированно отклонен судами.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550, площадью 4 891 кв. м., поставлен на кадастровый учет 23.01.2015 в порядке, установленном частью 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, и образован из состава земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 38:34:016001:138.
Суды указали, что схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории утверждена Постановлением Администрации муниципального образования города Братска от 24.12.2014 N 871, по инициативе общества. Указанная схема с 19.02.2015 имелась в распоряжении управления, что подтверждается в частности, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 30.03.2016 по делу N А19-2179/2016.
Суды установив, что земельный участок с кадастровым номером 38:34:016001:550 поставлен на кадастровый учет, в связи с чем считается образованным, а утверждение Росимуществом или его территориальными Управлениями схем расположения земельных участков, образуемых из земельных участков федеральной собственности, предусматривалось только с 01.03.2015, признали требование управления о предоставлении дополнительных документов для подготовки проекта договора аренды на испрашиваемый обществом земельный участок необоснованным.
Суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что общество представило полный пакет документов для рассмотрения его заявления о приобретении земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:550 в аренду, однако управление в установленные сроки не совершило предусмотренные пунктом 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации действия, пришли к выводу, что управление допустило незаконное бездействие, и в целях устранения допущенного нарушения прав и законных интересов заявителя возложили на него обязанность предоставить обществу в аренду земельный участок, подготовить и направить в адрес общества подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 38:34:016001:550 с предложением о его заключении.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2017 года по делу N А19-3615/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 октября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.