город Иркутск |
|
07 марта 2018 г. |
Дело N А19-7698/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в открытом судебном заседании представителей: Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - Вегера А.А. (доверенность от 26.02.2018); индивидуального предпринимателя Гительман М.И. - Колобовникова А.С. (доверенность от 08.04.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2017 года по делу N А19-7698/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мусихина Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Каминский В.Л., Сидоренко В.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Гительман Марк Игоревич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - управление) о признании недействительным решения от 03.04.2017 N ШЕА-38/3561.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутский государственный университет" (далее - ФГБОУ ВПО "Иркутский государственный университет"); Преловский Игорь Николаевич; Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 года, заявленное требование удовлетворено.
Признано незаконным решение управления от 03.04.2017 N ШЕА-38/3561.
В кассационной жалобе управление просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу ФГБОУ ВПО "Иркутский государственный университет" просит обжалуемые судебные акты отменить, кассационную жалобу -удовлетворить.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители управления и предпринимателя поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 25.01.2018), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в их отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель владеет на праве собственности объектом недвижимости - нежилым помещением, этажность 1, номера на поэтажном плане 1-3, площадь 2 233 кв. м., расположенным по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 2.
Здание находится на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000029:989 принадлежащем на праве собственности Российской Федерации и на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБОУ ВПО "Иркутский государственный университет".
03.03.2017 предприниматель обратился в управление с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в целях раздела земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:989 с сохранением его в измененных границах и образования земельного участка площадью 5 056 кв. м. под зданием, которое расположено по адресу: г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 2.
Решением Росимущества от 03.04.2017 N ШЕА-38/3561 предпринимателю отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Отказывая предпринимателю, управление сослалось на пункт 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации и предложило предпринимателю представить доработанные материалы с учетом замечаний.
Предприниматель посчитав, что указанный отказ нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленное требование, исходили из того, что оспариваемое решение не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено, что формирование земельного участка обусловлено намерением приобретения предпринимателем в аренду земельного участка в соответствии со статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, как собственника части здания, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Улан-Баторская, 2.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность, аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.14 названного Кодекса.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов, в том числе, утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 названного Кодекса.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе, заявление предпринимателя от 03.03.2017 об утверждении схемы расположения спорного земельного участка, схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, письмо от 03.04.2017 N ШЕА-38/3561, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в связи с чем возложили на управление обязанность устранить нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем рассмотрения по существу его заявления от 03.03.2017 в соответствии с действующим законодательством.
Суды указали на безосновательность мотивов, положенных в основу оспариваемого решения.
Такой немотивированный отказ, как указали суды, не может считаться законным, так как в данном случае у заявителя отсутствует объективная возможность установить и устранить конкретные недостатки, повлекшие отказ в утверждении схемы расположения спорного земельного участка.
Судами также установлено, что управлением не представлены доказательства, подтверждающие несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям, установленным Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 "Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе", а также свидетельствующие о том, что образование земельных участков согласно представленной схеме приводит к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушает требования, установленные Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 сентября 2017 года по делу N А19-7698/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.