город Иркутск |
|
06 марта 2018 г. |
Дело N А78-1410/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Забайкальского края" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 августа 2017 года по делу N А78-1410/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Шеретеко Н.Ю., суд апелляционной инстанции: Доржиев Э.П., Скажутина Е.Н., Капустина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Забайкальская мемориальная компания" (ОГРН 1097536005181, далее - ООО "Забайкальская мемориальная компания", общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Забайкальского края" (ОГРН 1027501186569, далее - комиссариат, военный комиссариат) расходов в сумме 24 495 рублей, связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробных памятников участникам (инвалидам) Великой Отечественной войны, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 3 768 рублей 51 копейка за период с 17.09.2014 по 29.06.2016 и расходов на оплату услуг представителя в сумме 30 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Забайкальского края от 18 июля 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечено акционерное общество "Военно-мемориальная компания" (ОГРН 1027700186150, далее - АО "Военно-мемориальная компания", акционерное общество).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 19 августа 2016 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2016 года по тому же делу, в иске отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 11 апреля 2017 года решение суда первой инстанции от 19 августа 2016 года и постановление суда апелляционной инстанции от 18 ноября 2016 года отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14 августа 2017 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 ноября 2017 года решение суда от 14 августа 2017 года оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами, военный комиссариат обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), комиссариатом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между ООО "Забайкальская мемориальная компания" (подрядчик) и гражданкой Бронниковой Е.Л. (заказчик) заключен договор подряда на изготовление и установку надгробного памятника умершему участнику Великой Отечественной войны Арсентьеву Александру Николаевичу от 04 мая 2011 года N 266.
Истцу были предоставлены документы: справка отдела военного комиссариата Забайкальского края по Нерчинскому району г. Нерчинск от 29.04.2010, удостоверение участника Великой Отечественной войны серии А N 231087, свидетельство о смерти Арсентьева А.Н.
Согласно квитанции от 04.05.2012 N 002187 работы по договору подряда выполнены, заказчиком претензий не заявлено.
Общество представило комиссариату документы для возмещения понесенных им расходов на изготовление и установку надгробного памятника умершему участнику Великой Отечественной войны на сумму 24 495 рублей.
15 сентября 2014 года ответчик возвратил данные документы без исполнения, указав, что изготовление и установка надгробного памятника участника Великой Отечественной войны Арсентьева А.Н. оплачена по поручению от 16.10.2000 N 902907 по списку N 43 АО "Военно-мемориальная компания" в сумме 5 009 рублей 40 копеек.
Полагая, что комиссариатом неправомерно отказано в возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника, ООО "Забайкальская мемориальная компания" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком не представлено в материалы дела платежное поручение от 16.10.2000 N 902907, подтверждающие перечисление денежных средств в сумме 5 009 рублей 40 копеек за произведенные работы по установке надгробного памятника по списку N 43 ЗАО "Военно-мемориальная компания".
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении), статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) расходы по исполненным поручениям подлежат возмещению за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктами 35, 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, а также на изготовление и установку надгробных памятников, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 (далее - Порядок) предусмотрен исчерпывающий перечень необходимых документов и не подлежит расширительному толкованию, поскольку в нем отсутствует указание на возможности требования иных документов.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о ветеранах погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Статьями 5, 6 Закона о погребении установлен круг лиц, которые при определенных условиях и в определенной очередности могут организовать и (или) осуществить погребение погибшего (умершего), включая установку памятника на могиле.
Согласно пункту 35 Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" (далее - приказ) оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 названного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребении или учета.
В соответствии с пунктом 2 данного приказа порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В силу пункта 36 приказа родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 названного Порядка.
Перечень пакета документов, указанный в пункте 38 Порядка является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию, так как в нем отсутствует указание о возможности требования иных документов.
Из материалов дела следует, что обществом представлен необходимый перечень документов, указанных в пункте 38 Порядка.
О наличии понесенных обществом расходов свидетельствует сам факт установления надгробного памятника умершему участнику Великой Отечественной войны Арсентьеву А.А. и квитанция от 04.05.2012 N 002187 ООО "Забайкальская мемориальная компания" о выполнении, изготовлении и установке памятника.
Доказательств оплаты за произведенные работы по установке надгробного памятника по списку N 43, в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу об обоснованности исковых требований.
Доводы о чрезмерности заявленных обществом судебных расходов, являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанции, правомерно отклонены ими как не основанные на нормах права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, и не подтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствами. Данные доводы также не могут быть учтены кассационным судом, поскольку направлены на иную оценку доказательств по делу, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что суды полно и всесторонне исследовали доказательства по делу, дали им правильную оценку и не допустили нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемые судебные акты должны быть оставлены без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 14 августа 2017 года по делу N А78-1410/2016, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.