город Иркутск |
|
26 ноября 2018 г. |
Дело N А10-4604/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Левошко А.Н.
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н. Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Республики Бурятия Молокшонова Д.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Пихановой В.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей: муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" Алексеевой Е.В. (доверенность от 13.08.2018), Дондуковой Д.В. (доверенность от 26.04.2018 N 3), Азаревич А.С. (руководитель, служебное удостоверение); общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный эксплуатационный участок-16" Холиной Е.С. (доверенность от 09.11.2018);
при участии в судебном заседании в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителей публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Бодряновой В.Ю. (доверенность от 01.01.2018 N 147), Брянской А.Г. (доверенность от 01.01.2018 N 134);
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2018 года по делу N А10-4604/2017 Арбитражного суда Республики Бурятия (суд первой инстанции - Логинова Н.А., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О., Ячменёв Г.Г.),
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (ОГРН 1047550031242, ИНН 7534018889, г. Улан-Удэ; далее - ПАО "ТГК-14", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным и отмене предписания от 25.07.2017 N 1019-ПР муниципального казенного учреждения "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ" (далее - УМЖИ г. Улан-Удэ, Управление, Инспекция).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилищный эксплуатационный участок-16" (ОГРН 1080326005528, ИНН 0323340452, г. Улан-Удэ; далее - ООО УК "ЖЭУ-16").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 14 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2018 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
ПАО "ТГК-14" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой и дополнением к ней, в которых просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом статей 2, 9 Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Федеральный закон N 102-ФЗ), пункта 82 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в апелляционный суд.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции неправомерно принял во внимание лишь материалы проверки Инспекции, в частности, паспорта на приборы учета, в которых была допущена опечатка в регистрационном номере по вине типографии; вывод суда о несоответствии заводских номеров, указанных в паспортах на ультразвуковой теплосчетчик СТУ-1 и на ультразвуковой расходомер жидкости двухканальный УРЖ2 КМ, установленные в рассматриваемом многоквартирном доме, является ошибочным; материалами дела (письмом завода-изготовителя о том, что в паспортах на приборы учета допущена опечатка; паспорта, в которых эта опечатка исправлена; свидетельство о поверке, протоколы проливки) подтверждено соответствие установленного ОДПУ требованиям действующего законодательства; изменения в паспорта приборов внесены в соответствии с Межгосударственным стандартом ГОСТом 2.503-2013 Единой системы конструкторской документации "Правила внесения изменений" ЗАО Фирма "Тесс-инжиниринг" являющимся держателем технической документации на данные приборы; на момент выпуска приборов учета заводом-изготовителем "Тесс-инжиниринг" уже были получены новые свидетельства об утверждении типа средств измерений; ни собственники помещений в многоквартирном доме, ни управляющая компания замечания на акт ввода ОДПУ от 03.10.2017 не представили, с заявлениями о проведении внеочередной поверки не обращались; суд апелляционной инстанции произвел подмену понятий "номер в госреестре" и "заводской номер".
В отзывах на кассационную жалобу УМЖИ г. Улан-Удэ и ООО УК "ЖЭУ-16" считают ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия.
Стороны и иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация в сети Интернет на официальном сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ПАО "ТГК-14", УМЖИ г. Улан-Удэ, ООО УК "ЖЭУ-16" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Инспекцией на основании приказа от 26.06.2017 N 1019-П/1325/17-О в период с 28.06.2017 по 25.07.2017 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ПАО "ТГК-14" обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами в связи заявлением администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ о проверке правомерности вывода общедомового прибора учета энергии из коммерческого учета в связи с обращением жильцов дома N 24 по ул. Краснофлотская, г. Улан-Удэ по вопросу корректировки размера платы за отопление по показаниям общедомового прибора учета.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено, что в соответствии с постановлением администрации г. Улан-Удэ от 27.12.2016 ПАО "ТГК-14" утверждено в качестве теплоснабжающей организации на всей территории г. Улан-Удэ; является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей поставку тепловой энергии в отношении указанного дома в целях предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению. В многоквартирном доме N 24 по ул. Краснофлотская установлен коллективный (общедомовой) прибор учета потребления тепловой энергии (акт допуска в эксплуатацию от 26.05.2015 N 31-000090).
Инспекцией выявлено, что обществом в нарушение законодательства и технических регламентов при совершении действий по оснащению прибором учета используемого энергетического ресурса - тепловой энергии - допущены к установке средства измерений, которые не состояли в Госреестре и были изготовлены после истечения сроков действия свидетельств об утверждении типов средств измерений; а также не произведены действия, предусмотренные пунктами 64, 66, 69, 70 Правил N 1034, то есть фактически акт ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии составлен без проведения проверки на соответствие требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, а также без последующей обязательной опломбировки его составных элементов.
Таким образом, установлено нарушение ПАО "ТГК-14" требований части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, части 7 статьи 19 Федерального закона N 190-ФЗ, пунктов 3, 33, 39, 49, 64-71 Правил N 1034, обязательных требований по установке, замене и эксплуатации приборов учета энергетических ресурсов, снабжение которыми осуществляет ресурсоснабжающая организация.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 25.07.2017 N 1019-А.
Предписанием от 25.07.2017 N 1019-ПР на ПАО "ТГК-14" возложена обязанность в срок до 01.10.2017 обеспечить установку общедомового прибора учета тепловой энергии по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, д. 24, в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных правовых актов.
ПАО "ТГК-14", полагая, что названное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемый акт Инспекции не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку обществом обязанность по обеспечению ввода установленного узла учета в эксплуатацию исполнена; доказательства несоответствия прибора учета предъявляемым к нему требованиям, в том числе по качеству, на момент установки прибора учета Инспекцией не представлено.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что предписание Инспекции не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 1). До 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (часть 5). Организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют (часть 9).
Согласно статье 19 Федерального закона N 190-ФЗ количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету. Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 1034 под "прибором учета" понимается средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (об объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; "теплосчетчик" - прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя; "узел учета" - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя; "ввод в эксплуатацию узла учета" - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
Узел учета оборудуется теплосчетчиками и приборами учета, типы которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (пункт 33 Правил N 1034).
Проект узла учета для иных объектов помимо источников тепловой энергии разрабатывается на основании: а) технических условий, выдаваемых теплоснабжающей организацией по запросу потребителя; б) требований настоящих Правил; в) технической документации на приборы учета и средства измерений. Проект узла учета, устанавливаемого у потребителя тепловой энергии, подлежит согласованию с теплоснабжающей (теплосетевой) организацией, выдавшей технические условия на установку приборов учета (пункты 39, 49 Правил N 1034).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 102-ФЗ в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований.
Согласно статье 12 Федерального закона N 102-ФЗ тип стандартных образцов или тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. Утверждение типа стандартных образцов или типа средств измерений удостоверяется свидетельством об утверждении типа стандартных образцов или типа средств измерений, выдаваемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в 2013 году ЗАО "НВТ-Автоматика" на основании технического задания, выданного заказчиком - ПАО "ТГК-14", и технических условий, выданных ресурсоснабжающей организацией - ПАО "ТГК-14", выполнен рабочий проект установки узла коммерческого учета расхода тепла у потребителей объекта: многоквартирный жилой дом по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, д. 24 N 0041-77-ОВ.
Пунктом 4.1. "Теплосчетчик СТУ-1 мод 2" раздела 4 "Технические характеристики приборов учета" пояснительной записки к рабочему проекту установки узла коммерческого учета расхода тепла в качестве прибора для измерения и регистрации параметров потока теплоносителя горячей, холодной воды, тепловой энергии в водяных системах теплоснабжения предназначен теплосчетчик СТУ-1 мод 2, зарегистрированный в Госреестре России под N 26532-09. В состав теплосчетчика входит электронный блок (вычислитель), включающий в себя расходомерную часть, состоящую из двухканального УПР (каналы ВС1, ВС2) для измерения расхода горячей воды в системе ГВС с циркуляцией (по подающему и обратному трубопроводам) первого теплового ввода (TBI), а также внешний двухканальный ультразвуковой преобразователь расхода (УРЖ2 КМ мод.02) для измерения расхода теплоносителя соответственно по подающему и обратному трубопроводам сети отопления второго теплового ввода (ТВ2).
Согласно пункту 4.2. расходомер ультразвуковой УРЖ2 КМ мод.02 зарегистрирован в Госреестре Российской Федерации под N 23363-07; предназначен для измерения объёмного расхода и объема холодной, горячей воды и другой жидкости, протекающей по одному или двум напорным трубопроводам.
Из паспортов средств измерений, установленных в многоквартирном доме по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Краснофлотская, д. 24, следует, что фактически установлены ультразвуковой теплосчетчик СТУ-1 модель 1, модель 2, зарегистрирован в Госреестре Российской Федерации под N 26532-04 (изготовитель ЗАО Фирма "ТЕСС-Инжиниринг", паспорт ТЕСС 00.030.00ПС) и ультразвуковой расходомер жидкости двухканальный УРЖ2 КМ мод. 2 зарегистрирован в Госреестре Российской Федерации под N 23363-07 (изготовитель ЗАО Фирма "ТЕСС-Инжиниринг" (паспорт ТЕСС 421457.015ПС).
Согласно сведениям Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений об утвержденных средствах измерений (СИ) на официальном сайте Росстандарта (http://www.fundmetrologv.ru) срок действия свидетельства об утверждении типа СИ теплосчетчик СТУ-1, не предусмотренного рабочим проектом, и зарегистрированного под номером 26532-04, истек 01.04.2009 и не был продлен; срок действия свидетельства об утверждении типа СИ расходомеры жидкости ультразвуковые двухканальные УРЖМ2 КМ, предусмотренного рабочим проектом, и зарегистрированного в Госреестре под номером 23363-07, истек 01.06.2012 и не был продлен.
Из письма Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2017 N 13319-РР/04 также следует, что срок действия свидетельства теплосчетчика СТУ (регистрационный номер 26532-04) закончился в 2009 году и не был продлен. Срок свидетельства теплосчетчика СТУ (регистрационный номер 26532-09) закончился 01.07.2014 и был продлен до 25.06.2019.
В техническом паспорте на СТУ-1 указана дата изготовления - 27.06.2013, на расходомер УРЖ2 КМ - 09.10.2013.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, что данные теплосчетчики и расходомеры жидкости ультразвуковые были изготовлены после истечения сроков действия свидетельств об утверждении типов средств измерений, в связи с чем ПАО "ТГК-14", установив приборы учета, не подлежащие установке, нарушило обязательные требования по установке приборов учета энергетических ресурсов, снабжение которыми оно осуществляет.
Доводы заявителя кассационной жалобы об ошибочности вывода апелляционного суда о несоответствии заводских номеров, указанных в паспортах на ультразвуковой теплосчетчик СТУ-1 и на ультразвуковой расходомер жидкости двухканальный УРЖ2 КМ, установленным в рассматриваемом многоквартирном доме, а также о том, что в паспортах на приборы учета была допущена опечатка в регистрационном номере по вине типографии, которая была исправлена в установленном порядке; на момент выпуска приборов учета заводом-изготовителем "Тесс-инжиниринг" уже были получены новые свидетельства об утверждении типа средств измерений, рассмотрены и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
Письма завода-изготовителя, представленные в материалы дела технические паспорта, а также новые свидетельства об утверждении типа средств измерений достоверно не свидетельствуют о том, что в многоквартирном доме были установлены именно теплосчетчик СТУ-1 (регистрационный номер 26532-09) и расходомер УРЖ2 КМ (регистрационный номер 23363-07).
В отношении несоответствия заводских номеров суд апелляционной инстанции указал на то, что паспорта на ультразвуковой теплосчетчики СТУ-1 (регистрационный номер 26532-04) заводской номер 2001 и на ультразвуковой расходомер жидкости двухканальный УРЖ2 КМ (регистрационный номер 23363-07) заводской номер 1702, установленные в многоквартирном доме, и паспорта, представленные в материалы настоящего дела на теплосчетчик СТУ-1 (регистрационный номер 26532-09) и ультразвуковой расходомер жидкости УРЖ2 КМ (регистрационный номер 23363-12 имеют разные заводские номера в составе узлов и приборов, поэтому признал, что данные паспорта выданы на иные средства измерения.
Кроме того, Инспекция при рассмотрении дела указывала, что при сопоставлении технических характеристик теплосчетчиков установлено, что СТУ-1, модель 2 (регистрационный номер 26532-09), выпускаемый по техническим условиям ТЕСС 00.030.02 ТУ, поверка осуществляется по методике ТЕСС 00.030.02 МП, имеет иные основные технические характеристики, чем теплосчетчик СТУ-1 модель 1, модель 2 (регистрационный номер 26532-04).
При таких обстоятельствах, поскольку Управление доказало соответствие закону оспариваемого предписания, а заявитель не представил доказательства нарушения названным предписанием его прав и законных интересов, суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов суда и учета доводов кассационной жалобы, направленных исключительно на переоценку установленных судом фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 августа 2018 года по делу N А10-4604/2017 Арбитражного суда Республики Бурятия оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М. М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.