город Иркутск |
|
26 ноября 2018 г. |
Дело N А74-247/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Юшкарёва И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 марта 2018 года по делу N А74-247/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Коршунова Т.Г., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В., Юдин Д.В.),
установил:
администрация Ширинского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия (ОГРН 1061903000015, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Республике Хакасия в лице Министерства финансов Республики Хакасия (далее - Минфин Хакасии) и к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) о взыскании убытков в размере 10 952 599 рублей 08 копеек.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия (далее - управление), Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России).
В судебном заседании 17 мая 2017 года арбитражный суд протокольным определением в порядке статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворил ходатайство администрации об указании в качестве лица, выступающего в деле от имени ответчика - Республики Хакасия помимо Минфина Хакасии также управления, исключив последнее из числа третьих лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 15 июня 2017 года, оставленным без изменения Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2017 года, иск удовлетворен частично, с Республики Хакасия в лице управления за счет казны Республики Хакасия в пользу администрации взыскано 10 952 599 рублей 08 копеек убытков. В иске к Республике Хакасия в лице Минфина Хакасии и к Российской Федерации в лице Минфина России отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2017 года указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 марта 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2018 года, заявленные требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу администрации взыскано 10 952 599 рублей 08 копеек в возмещение убытков. В иске к Республике Хакасия в лице Минфина Хакасия и управления, к Российской Федерации в лице МЧС России отказано.
Не согласившись с судебными актами, Минфин России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, Минфин России не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как согласно пункту 3 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации в качестве ответчика по искам о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не несоответствующих закону или иному правовому акту, выступает главный распорядитель бюджетных средств, то есть в соответствии с Указом Президента от 11.07.2004 главным распорядителем средств федерального бюджета является МЧС России.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 ноября 2018 года в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу Минфина России, в порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Новогородского И.Б. судьей Загвоздиным В.Д. Рассмотрение дела в судебном заседании 19.11.2017 начато с самого начала.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на территории Ширинского сельсовета 12.04.2015 возникла чрезвычайная ситуация в результате природных пожаров с сильным порывистым ветром и возгоранием жилых домов.
На территории Республики Хакасия введен режим чрезвычайной ситуации в апреле 2015 года постановлением Главы Республики - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП.
В целях проведения аварийно-спасательных работ, связанных с ликвидацией последствий указанной чрезвычайной ситуации, Администрацией заключены муниципальные контракты, работы и услуги по которым выполнены в полном объеме.
В отношении части работ (услуг) решениями Арбитражного суда Республики Хакасия с Администрации взысканы пени, неустойка и судебные расходы исполнителей муниципальных контрактов по уплате государственной пошлины.
Администрация, полагая, что спорные работы (услуги), а также взысканные судебными актами суммы пеней, неустоек и судебных расходов, связанных с неоплатой соответствующих работ (услуг), подлежат взысканию с Российской Федерации либо Республики Хакасия, обратился в арбитражный суд с требованием о компенсации убытков администрации.
Суд первой инстанции при принятии решения исходил из того, что финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, фактически понесенных истцом, является расходным обязательством Республики Хакасия. Управление ГО и ЧС Хакасии является надлежащим государственным органом, полномочным выступать от имени Республики Хакасия в деле о возмещении вреда в указанной сфере деятельности.
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Закон N 68-ФЗ) установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которые принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддерживают общественный порядок в ходе их проведения; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Правительство Российской Федерации устанавливает классификацию чрезвычайных ситуаций, в том числе чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и полномочия исполнительных органов государственной власти по их ликвидации (подпункт "ж" статьи 10 Закона N 68-ФЗ).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 N 304 утверждена классификация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, которые подразделены на чрезвычайные ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального, федерального характера.
Согласно указанной классификации, определяющими признаками чрезвычайных ситуаций являются зоны, которые они затрагивают, а также количество пострадавших и размер материального ущерба.
В частности, чрезвычайной ситуацией межмуниципального характера является та, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенную территорию, при этом количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 миллионов рублей.
Чрезвычайными ситуациями регионального характера признаются такие, в результате которых зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории одного субъекта Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 миллионов рублей, но не более 500 миллионов рублей;
Чрезвычайная ситуация межрегионального характера - та, в результате которой зона чрезвычайной ситуации затрагивает территорию двух и более субъектов Российской Федерации, при этом количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 миллионов рублей, но не более 500 миллионов рублей;
Чрезвычайной ситуацией федерального характера являются та, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 миллионов рублей (вне зависимости от зоны чрезвычайной ситуации).
Пунктом 1 статьи 24 Закона N 68-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации; регионального и межмуниципального характера (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством субъектов Российской Федерации; в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Правильно применив названные нормы права, оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, в связи с введением в Республике Хакасия особого противопожарного режима и режима чрезвычайной ситуации, установив зону чрезвычайной ситуации в границах всей территории Республики Хакасия (в границах территорий муниципальных образований город Абакан, город Саяногорск, город Черногорск, Алтайский, Аскизский, Бейский, Боградский, Орджоникидзевский, Усть-Абаканский, Ширинский районы), число пострадавших, понесенные истцом затраты (строительство 1224 жилых домов; капитальный ремонт 39 домов; строительство 4 социальных объектов; строительство 9 объектов инженерной инфраструктуры, в том числе на проектно-сметную документацию), суды пришли к обоснованному выводу, что рассматриваемая чрезвычайная ситуация на территории Республики Хакасия, в том числе в Ширинском районе, носила федеральный характер.
При этом принятые администрацией муниципального образования Ширинский район постановления от 12.04.2015 N 156 о введении чрезвычайной ситуации на территории Ширинского района, а равно как и постановление Главы Республик и Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.04.2015 N 24-ПП в данном случае не влияло на определение характера чрезвычайной ситуации.
Следовательно, вывод судов о том, что применительно к пункту 1 статьи 24 Закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение ликвидации последствий чрезвычайной ситуации федерального характера является расходным обязательством Российской Федерации, то есть лица, не являющегося причинителем вреда, но на которое обязанность по возмещению ущерба возложена в силу закона, является правильным.
Статьей 22 Закона N 68-ФЗ установлено, что финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивости функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 300 утверждена государственная программа Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (далее - государственная программа).
Ответственным исполнителем программы является МЧС России, среди участников программы назван Минфин России.
Государственная программа включает в себя ряд подпрограмм, в частности подпрограмму 1 "Предупреждение, спасение, помощь".
Так, одним из основных мероприятий в рамках подпрограммы 1 "Предупреждение, спасение, помощь" названо управление средствами резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, ответственным исполнителем которого определен Минфин России.
Основное направление реализации мероприятия - финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера, а также осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Судами установлено, что в результате крупномасштабного пожара 12.04.2015 в Республике Хакасия пострадало 38 населенных пунктов, в которых полностью сгорели 1215 домов и получили повреждения 64 дома. Также в ходе пожаров пострадали 41,73 километра высоковольтных линий 0,4 КВ, 61,92 километра высоковольтных линий 6-10 кВ.
В списки материальной и финансовой помощи пострадавших в результате пожара 12.04.2015 на территории села Шира включен 1351 человек.
Таким образом, Минфин России является надлежащим федеральным государственным органом полномочным выступать от имени Российской Федерации в деле о возмещении вреда в указанной сфере деятельности.
Учитывая, что по настоящему делу одним из ответчиков выступает Российская Федерация в лице Минфина России, принимая во внимание вышеизложенные положения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению с Российской Федерации в лице ее финансового органа - Минфина России за счет средств казны Российской Федерации.
Оснований для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции не имеется в силу статей 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы отклоняются судом округа, поскольку были предметом исследования судами и получили надлежащую оценку. Из содержания кассационной жалобы следует, что Минфин России фактически выражает несогласие с произведенной судами оценкой доказательств, и просит еще раз пересмотреть данное дело по существу и переоценить имеющиеся в деле доказательства, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 марта 2018 года по делу N А74-247/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.