город Иркутск |
|
27 ноября 2018 г. |
Дело N А19-2951/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 ноября 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей министерства финансов Иркутской области - Кузаковой М.Ю. (доверенность от 29.12.2017), Министерства финансов Российской Федерации - Талаева Д.В. (доверенность от 15.11.2016), администрации г. Иркутска - Меренковой Н.Ю. (доверенность от 25.05.2018), Цыреновой М.В. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2018 года по делу N А19-2951/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Гаврилов О.В., суд апелляционной инстанции: Скажутина Е.Н., Капустина Л.В., Юдин С.И.),
установил:
администрация города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271; далее - истец, администрация г. Иркутска) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области расходов, понесенных в связи с льготным обеспечением граждан жилыми помещениями в размере 27 987 799 рублей 50 копеек, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации расходов, понесенных в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями в размере 1 414 915 рублей 70 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее также - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 апреля 2018 года, исковые требования удовлетворены частично, с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области в пользу администрации г. Иркутска взысканы расходы в сумме 26 461 122 рублей, понесенные в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями. С Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации в пользу администрации г. Иркутска взысканы расходы в сумме 1 323 056 рублей 10 копеек, понесенные в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Суд первой инстанции посчитал, что понесенные администрацией г. Иркутска расходы по приобретению квартир в целях льготного обеспечения жилыми помещениями подлежат компенсации в пределах, не превышающих установленных нормативов площадей.
Четвертый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30 июля 2018 года решение суда первой инстанции отменил, принял новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что в отсутствие у истца реальной возможности предоставить жилую площадь, равную установленным нормативам, на него не могут быть возложены финансовые последствия, связанные с предоставлением квартир большей площади в целях исполнения расходных обязательств Иркутской области и Российской Федерации, а также решений судов общей юрисдикции, принятых по данному вопросу.
Министерство финансов Иркутской области, не согласившись с вышеуказанными судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного иска.
По мнению заявителя кассационной жалобы, предоставление гражданам жилых помещений во внеочередном порядке на условиях социального найма в связи с наличием тяжелых форм хронических заболеваний в рамках статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации должно производиться за счет средств Российской Федерации. Министерство финансов Иркутской области необоснованно указанно в качестве ответчика, поскольку оно не является главным распорядителем бюджетных средств.
Компенсация денежных средств, потраченных на приобретение жилья гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 817, в размере, превышающем установленный органом местного самоуправления норматив, не может быть возложена на субъект Российской Федерации.
Администрация г. Иркутска в отзыве на кассационную жалобу просила оставить постановление суда апелляционной инстанции от 30 июля 2018 года без изменения как законное и обоснованное.
Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в отзыве заявило о несогласии с обжалуемыми судебными актами, просило рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие третьего лица.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 ноября 2018 года в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу, произведена замена судьи Новогородского И.Б. на судью Загвоздина В.Д., в заседании 26.11.2018 рассмотрение кассационной жалобы осуществлено с самого начала.
Принимавшие участие 26.11.2018 в заседании суда округа представители министерства финансов Иркутской области и администрации г. Иркутска поддержали доводы, изложенные соответственно в кассационной жалобе и отзыве на нее. Представитель министерства финансов Российской Федерации пояснил, что возражений по существу постановления суда апелляционной инстанции в части, обжалуемой министерством финансов Иркутской области, не имеется, при этом пояснил, что отсутствие в постановлении указания на казну, за счет которой производится взыскание спорных сумм, создает препятствия для исполнения судебного акта.
Третье лицо о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (почтовое уведомление от 29.10.2018, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещена в сети Интернет по адресам http://fasvso.arbitr.ru, http://kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направило.
В заседании суда округа объявлялся перерыв с 26.11.2018 до 9 часов 50 минут 27.11.2018, о чем в установленном порядке в сети Интернет размещено публичное извещение. После перерыва представители министерства финансов Иркутской области и администрации г. Иркутска поддержали ранее изложенные позиции.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела (в том числе решений Кировского районного суда г. Иркутска) граждане Покамеда М.В., Козлова А.В., Горбунова Г.М., Анкудинова Ю.В., Мутина С.П., Шульгина А.В., Волосова А.И., Мустафаева Т.Т., Шишкина А.М., Тыщенко О.Ю., Зверева Л.А., Иванова Ю.С., Торжесковская Я.А., Самарханова Е.Б., Бугрова Т.Н., Ступину М.П., Зубачук А.В., Троицкий Д.Н., Осетров Р.А., Коваленко А.Е., на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) вставшие на учет в качестве нуждающихся после 01.01.2005 и имеющие заболевания, указанные в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее по тексту - Перечень N 378) имеют право в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российский Федерации на внеочередное предоставление жилых помещений.
Гражданка Ненартович А.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях 08.07.2011, имеет хроническое заболевание, в связи с которым квартира должна быть предоставлена на основании пункта 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".
Решениями суда общей юрисдикции на администрацию г. Иркутска возложена обязанность по предоставлению гражданам во внеочередном порядке по договору социального найма жилых помещений, благоустроенных применительно к условиям г. Иркутска, отвечающих предъявляемым к жилым помещениям требованиям, находящихся в черте г. Иркутска.
Также администрацией г. Иркутска в добровольном порядке принято решение о внеочередном предоставлении жилых помещений без решений судов гражданам, которые являются инвалидами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, и их заболевание предусмотрено Перечнем N 378.
В целях реализации указанных обязательств 08.12.2014 администрацией г. Иркутска заключен муниципальный контракт N 2014.376062 на участие в долевом строительстве, на основании которого в собственность администрации были переданы жилые помещения на общую сумму 33 581 973 рубля 60 копеек. Оплата по контракту осуществлена администрацией г. Иркутска в полном объеме по платежным поручениям от 30.12.2014 N 11 и от 23.12.2014 N 12.
Вышеуказанным гражданам переданы в пользование и владение жилые помещения, находящиеся в собственности муниципалитета на основании муниципального контракта от 08.12.2014 N 2014.376062, заключены договоры социального найма жилых помещений. Стоимость переданных гражданам жилых помещений составила 29 402 715 рублей 20 копеек.
Досудебный порядок урегулирования спора не привел к решению вопроса о возмещении понесенных истцом затрат.
Ссылаясь на то, что затраты, понесенные в связи с исполнением обязательств по льготному предоставлению жилых помещений, не относятся к расходным обязательствам муниципального образования и являются для него убытками, администрация г.Иркутска обратилась в арбитражной суд с вышеуказанным иском.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 13, 14, 19, 49, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84-85, 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 17 Закона N 181-ФЗ, статей 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в обжалуемой министерством финансов Иркутской области части постановления пришел к выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации - Иркутская область, от имени которого в рассматриваемых правоотношениях выступает министерство финансов Иркутской области, в связи с чем иск заявлен к надлежащему ответчику и расходы администрации на предоставление жилья подлежат возмещению из соответствующего бюджета.
Поскольку возможности предоставления жилых помещений площадью, точно совпадающей с установленным нормативом, не имелось, апелляционный суд пришел к выводу о необходимости компенсации убытков истца в полном объеме.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Перечнем N 378 инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди.
Из положений статьи 17 Закона N 181-ФЗ, Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в данном случае - Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области.
Довод кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков с Иркутской области в лице министерства финансов отклоняется, поскольку в рассматриваемом споре ответчиком по делу является Иркутская область. В данном случае министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы указанного публично-правового образования.
Факт несения администрацией г. Иркутска убытков и их размер подтверждается материалами дела.
Доводы министерства финансов Иркутской области, касающиеся отсутствия обязанности по компенсации расходов на жилое помещение, размер которого превышает законодательно установленный норматив, несостоятельны, поскольку увеличение площади предоставленной квартиры и превышение норматива бюджетного финансирования не находятся в причинной связи с бездействием ответчика по финансовому обеспечению истца на выполнение государственной обязанности, возложенной на муниципальное образование.
Не предоставление имеющихся квартир указанным гражданам, ввиду подтвержденного отсутствия на рынке предложений с площадью, равной нормативам предоставления жилых помещений (превышение в рассматриваемом споре составляет от 1 до 2,5 кв.м), в условиях сложившихся правоотношений повлекло бы за собой грубое нарушение прав и законных интересов граждан, а также возложение на администрацию г. Иркутска ответственности за неисполнение обязательств Российской Федерации и Иркутской области по льготному обеспечению жилыми помещениями, решений суда общей юрисдикции.
При этом указание в решениях суда общей юрисдикции размеров площадей предоставляемых гражданам квартир не исключает возможность предоставления жилых помещений большей площади в случае наличия только таких помещений в муниципальном жилом фонде.
Признание расходным обязательством субъекта Российской Федерации обеспечения жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016.
По документально подтвержденному и не оспариваемому в кассационной жалобе эпизоду с выделением квартиры Ненартович А.В. признание расходным обязательством Российской Федерации финансирования расходов на предоставление жилых помещений в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" в случае, когда порядок компенсации соответствующих расходов либо их компенсации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации не определен, согласуется с пунктом 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы суда, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании убытков в полном объеме.
Вместе с тем, апелляционным судом при отмене решения суда первой инстанции и принятии нового судебного акта не учтено следующее.
В связи с действующим порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленным главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.06 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", при удовлетворении исков о взыскании денежных средств с соответствующих публично-правовых образований в резолютивной части решения суда должно быть указано о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Суд в постановлении от 30 июля 2018 года не указал, за счет средств какой казны будет осуществляться взыскание соответствующих сумм.
Данное обстоятельство может затруднить исполнение судебного акта, в связи с чем суд округа полагает, что постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 года подлежит изменению путем изложения его резолютивной части в новой редакции - с указанием на взыскание соответствующих сумм за счет казны Российской Федерации и казны Иркутской области.
В остальной части указанный судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 июля 2018 года по делу N А19-2951/2017 Арбитражного суда Иркутской области изменить, изложив абзацы 3, 4 его резолютивной части в следующей редакции:
"Взыскать с Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу администрации города Иркутска расходы в размере 27 987 799 рублей 50 копеек, понесенные в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу администрация города Иркутска расходы в размере 1 414 915 рублей 70 копеек, понесенные в связи с льготным обеспечением жилыми помещениями.".
В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.