город Иркутск |
|
14 марта 2018 г. |
Дело N А19-9429/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Белоножко Т.В.,
судей: Рудых А.И., Тютриной Н.Н.,
с участием представителя администрации Вихоревского городского поселения Ведерниковой М.А. (доверенность от 24.01.2018, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Братский район" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 августа 2017 года по делу N А19-9429/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Козодоев О.А., суд апелляционной инстанции: Бушуева Е.М., Макарцев А.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
администрация муниципального образования "Братский район" (ОГРН 1023802318759, ИНН 3823028737, г. Вихоревка Иркутской области, далее - администрация МО "Братский район", истец) обратилась с иском в Арбитражный суд Иркутской области к администрации Вихоревского городского поселения (ОГРН 1053847044602, ИНН 3823018143, г. Вихоревка Иркутской области, далее - ответчик) и обществу с ограниченной ответственностью "Камень Сибири" (ОГРН 1143850038925, ИНН 3804999557, г. Братск Иркутской области, далее - ООО "Камень Сибири") о признании закупки - запроса котировок от 23.12.2016 N 0134300063716000111 и муниципального контракта N 4 от 09.01.2017 недействительными и прекращении контракта на будущее время.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2017 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация МО "Братский район" обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, мероприятия по доставке тел умерших в морги не относятся к полномочиям администрации Вихоревского городского поселения.
В отзыве на кассационную жалобу, поддержанном представителем в судебном заседании суда округа, администрация Вихоревского городского поселения сослалась на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов, полное и всестороннее исследование и оценку судами имеющихся в деле доказательств, правильное установление правоотношений сторон и обстоятельств дела, в связи с чем, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своих представителей в судебное заседание не направили.
Информация о рассмотрении настоящей кассационной жалобы размещена в сети "Интернет" на общедоступных сайтах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа http://fasvso.arbitr.ru. и Федеральных арбитражных судов Российской Федерации http://arbitr.ru в разделах "Картотека арбитражных дел" http://kad.arbitr.ru и "Календарь судебных заседаний" http://rad.arbitr.ru.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, администрацией Вихоревского городского поселения организованы и проведены 30.12.2016 торги в форме запроса котировок, по результатам которых 09.01.2017 между администрацией (заказчик) и ООО "Камень Сибири" (исполнитель) заключен муниципальный контракт N 4, предметом которого является оказание услуг по доставке трупов с мест обнаружения до морга на территории Вихоревского городского поселения.
Полагая, что у организатора торгов отсутствовали полномочия по размещению спорной закупки, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия основания для признания спорных торгов и заключенного по результатам их проведения муниципального контракта недействительными.
Суд округа считает, что выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 этого Кодекса.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обращаясь с иском о признании торгов недействительными, истец должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными.
Исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалах дела доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды со ссылкой на статью 2, пункт 19 части 1 статьи 14, пункт 2 статьи 14.1, пункт 2 статьи 15.1, пункт 2 статьи 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ); Муниципальную программу Вихоревского городского поселения "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры" на 2014-2018 годы, утвержденную постановлением администрации Вихоревского городского поселения от 30.09.2013 N 186; пункт 3.3.5 Правил организации похорон и содержания муниципального кладбища, утвержденных постановлением администрации от 26.10.2012 N 149, пришли к выводам о том, что истцом не доказано нарушение его прав и законных интересов при проведении спорной закупки; заключение ответчиками муниципального контракта не противоречит требованиям действующего законодательства Российской Федерации.
Суд округа считает данные выводы судов правильными в силу следующего.
В соответствии частью 1 статьи 2 Федерального закона N 131-ФЗ под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В пункте 23 части 1 статьи 16 названного Федерального закона определено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения городского округа.
Термины и определения общих понятий в области похоронного дела установлены Межгосударственным стандартом ГОСТ 32609-2014 "Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения", утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года N 551-ст (далее - ГОСТ 32609-2014) и введенным в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2016.
В силу пунктов 2.1.4, 2.1.7 ГОСТа 32609-2014 под ритуальными услугами понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений. Под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги. Исполнителем ритуальной, мемориальной услуги являются организации, предприятия независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, осуществляющие свою деятельность в области похоронного дела.
В пункте 2.3 ГОСТа 32609-2014 указано, что к основным видам ритуальных услуг относится, в том числе транспортирование останков и праха умерших или погибших и эвакуация останков умерших или погибших. Под транспортированием останков и праха умерших или погибших понимается перевозка тел, останков умершего или погибшего в места проведения патолого-анатомического вскрытия - судебно-медицинской экспертизы и предпохоронного содержания, катафальные перевозки и погрузочно-разгрузочные работы, перевозка тел в другие города или государства, а под эвакуацией - транспортирование останков умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения к местам вскрытия и хранения.
Следовательно, к вопросам местного значения Вихоревского городского поселения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения относится, в том числе организация транспортирования (перевозка) тел (останков) умерших или погибших от места смерти, гибели или обнаружения в государственное судебно-экспертное учреждение для проведения судебно-медицинской экспертизы и хранения.
В статье 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) предусмотрен гарантированный перечень услуг по погребению.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела (пункт 2 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 25 этого же Федерального закона гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с данным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Исходя из положений Федерального закона N 8-ФЗ такая услуга, как эвакуация тел умерших (погибших) в морги города, не входит в гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, следовательно, может быть оказана любым хозяйствующим субъектом, занимающимся деятельностью в указанной сфере, на конкурентной основе.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьей 54 Федерального закона N 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.
Согласно частям 1, 2 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждN (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Запрос котировок входит в число конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок, определены в статье 73 Федерального закона N 44-ФЗ. Вместе с тем, обращаясь с настоящим иском и в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, администрация МО "Братский район" на допущенные администрацией Вихоревского городского поселения нарушения Федерального закона N 44-ФЗ или Закона о защите конкуренции при проведении оспариваемого запроса котировок не ссылалась.
То обстоятельство, что администрацией Вихоревского городского поселения предусмотрено финансирование за счет местного бюджета подбора тел умерших (погибших) граждан в рамках Муниципальной программы данного поселения "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры" на 2014-2018 годы, целью которой является, в том числе, обеспечение комплексного благоустройства, создание безопасной и комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека, не свидетельствует о том, что у администрации Вихоревского городского поселения полномочия по решению вопросов, связанных с доставкой тел умерших (погибших) граждан в морги населенного пункта, отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 31 августа 2017 года по делу N А19-9429/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 ноября 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Белоножко |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.