город Иркутск |
|
13 марта 2018 г. |
Дело N А33-11778/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Барской А.Л., Бурковой О.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Байкал" Некрасова А.С. (доверенность от 09.01.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу истца - общества с ограниченной ответственностью "Байкал" на постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2017 года по делу N А33-11778/2017 Арбитражного суда Красноярского края (суд первой инстанции: Петроченко Г.Г., суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Бабенко А.Н., Петровская О.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Байкал" (ОГРН 1122468063431, ИНН 2466256530, г.Красноярск, далее - ООО "Байкал", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (далее - министерство, ответчик) об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 26.08.2008 N 45-з.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 июля 2017 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2017 года решение суда первой инстанции изменено.
ООО "Байкал", не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, и оставить в силе решение Арбитражного суда Красноярского края.
Из кассационной жалобы следует, что судом апелляционной инстанции не дана оценка доводам истца о необходимости применения к возникшим спорным правоотношениям сторон аналогии закона, предусмотренной статьей 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, не учтены требования части 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Форма акта проверки санитарного и лесопаталогического состояния участка леса, предусмотренная приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 09.06.2015 N 182 "Об утверждении методического документа по обеспечению санитарной безопасности в лесах" (Приложение N 4) (далее - Приказ от 09.06.2015 N 182), действовавшим в период подготовки и утверждения акта проверки, не предусматривала указания в акте степени повреждения насаждений. Судом апелляционной инстанции не дана оценка доказательствам, свидетельствующим о том, то лесные насаждения имеют степень повреждения 40% и 50 %, не приняты во внимание требования части 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации. Объемы санитарных рубок не являлись предметом торгов и не были включены в условия договора аренды лесного участка от 26.08.2008 N 45-з, следовательно оплата за них не могла быть квалифицирована как арендная плата, подлежащая исчислению исходя из условий торгов и заключенного по их результатам договора. Исчисление платы за дополнительный к ежегодной расчетной лесосеке объем санитарных рубок должно быть произведено исходя из минимального размера платы, определяемого в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310), с учетом степени повреждения лесных насаждений. Законные основания для повышения данной платы путем применения повышающего коэффициента 1,71, установленного по результатам торгов, и пополнения бюджета субъекта Российской Федерации за счет этой платы отсутствуют.
Отзыв министерства на кассационную жалобу судом округа не принимается во внимание как направленный в нарушение части 1 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда- fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 01 марта 2018 года до 10 часов 30 минут 12 марта 2018 года, о чем сделано публичное извещение.
После окончания перерыва представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.08.2008 между закрытым акционерным обществом "Совместное предприятие "Бива" (арендатор) и агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель) на основании приказа агентства лесной отрасли Красноярского края от 22.08.2008 N 1327 заключен договор аренды лесного участка N 45-3.
Срок действия договора аренды установлен с момента государственной регистрации по 04.09.2054 включительно (пункт 26 договора аренды).
В пункте 2 договора аренды закреплено, что лесной участок площадью 36 026 га, расположен: Краевое государственное бюджетное учреждение "Невонское лесничество", Говорковское участковое лесничество в кварталах N N 93, 94, 95, 96, 97 (часть), 98 (часть), 99, 100, 101 (часть), 105 (часть), 106 (часть), 107 (часть), 108 (часть), 109 (часть), 110, 111, 112 (часть), 113 (часть), 114, 118, 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125 (часть), 126 (часть), 127, 133, 134, 135, 136, 137, 138, 139, 140 (часть), 141 (часть), 142, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155 (часть), имеет номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-0306-2008-09-3355-1, и предназначен для заготовки древесины.
Пунктом 5 предусмотрено, что ежегодная арендная плата составляет 5 759 010 рублей, НДС не облагается.
Дополнительным соглашением N 1 от 27.05.2011 к договору аренды пункт 5 договора аренды изложен в следующей редакции: "5. Ежегодная арендная плата составляет 6 510 310 рублей, НДС не облагается"; пункт 6 договора дополнен абзацем следующего содержания: "арендные платежи подлежат уплате в срок до 15-го числа последнего месяца текущего квартала"; приложение N 4 изложено в новой редакции; абзац 2 пункта 15 изложен в следующей редакции: "за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени из расчета 0,04% от размера невнесенной арендной платы за каждый день просрочки, до момента полного исполнения обязательства по внесению арендной платы".
Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 N 550-П агентство лесной отрасли Красноярского края было реорганизовано путем присоединения к министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края.
В настоящее время правопреемником министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края является министерство лесного хозяйства Красноярского края в соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 13.07.2016 N 560-Р.
По договору о передаче прав и обязанностей по договору аренды лесного участка N 45-3 от 26.08.2008, заключенному 07.04.2015 между АО "Совместное предприятие "Бива" и ООО "Байкал", права и обязанности арендатора по договору аренды лесного участка переданы ООО "Байкал".
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что дополнительное соглашение к договору обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, что является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Изменяя решение суда первой инстанции, суд апелляции исходил из отсутствия в материалах дела документов, свидетельствующих о том, что лесные насаждения имеют степень поврежденности 40% и 50%, следовательно, применение понижающего коэффициента 0,50 и 0,60 является необоснованным. Министерством к арендной плате правомерно применен коэффициент 1,71 для установления размера арендной платы в бюджет Красноярского края.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что судом апелляционной инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы не соответствуют установленным по делу обстоятельствам, что в соответствии с частями 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции.
В обоснование требований истец ссылается на то, что на основании проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в КГБУ "Невонское лесничество" Говорковском участковом лесничестве Красноярского края (акт проверки от 01.09.2016), в том числе участков, переданных в аренду ООО "Байкал", обследованные насаждения повреждены устойчивым низовым пожаром 4-10 летней давности высокой интенсивности, заселены стволовыми вредителями, поражены грибными болезнями на общей площади 141,4 га. Рекомендуется проведение сплошной санитарной рубки с общим выбираемым запасом древесины в объеме 44 266, 0 куб.м.
Письмом от 13.02.2017 N МЛХ/2-945, направленным в адрес КГБУ "Невонское лесничество" ответчик разрешает проведение сплошной санитарной рубки в эксплуатационных лесах Говорковского участкового лесничества, арендная база ООО "Байкал", договор аренды N 45-з от 26.08.2008, в кв.99 (часть выд.22), кв.100 (часть выд.4), кв.127 (часть выд.:16, 21, 25), кв.141 (часть выд.: 1, 8, 9, 10), кв.142 (часть выд.: 11 ЛЗЛ 4, 18, 21), на общей площади 141.4 га с выбираемым запасом древесины в объеме 44 266, 0 ку.м.
04.05.2017 истец обратился к ответчику с просьбой о заключении дополнительного соглашения к договору аренды с целью проведения санитарно-оздоровительных мероприятий.
Письмом от 11.05.2017 N МЛХ/5-7044 ответчик сообщил, что у него отсутствуют правовые основания для подготовки дополнительного соглашения к договору аренды, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка заключенный по результатам торгов, в случае изменения количественных и качественных характеристик может быть изменен по решению суда.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 настоящего Кодекса).
На основании пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Согласно частям 1 и 2 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам). Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договором купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками (часть 5 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила санитарной безопасности в лесах.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 14 Правил граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 установлены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно подпунктом "д" пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения, в том числе на коэффициент 0,5 - при степени повреждения лесных насаждений до 50 процентов, коэффициент 0,6 - при степени повреждения лесных насаждений до 40 процентов.
На основании приказа КГБУ "Невонское лесничество" N 70 от 19.05.2016 комиссией проведено обследование части насаждений, находящихся в аренде ООО "Байкал", путем анализа состояния деревьев на пробных площадях в кв. 99 (часть 1 выдел 22), кв. 100 (часть 1 выдел 4), кв. 127 (часть выдела 16, 21, 25), кв. 141 (часть 1 выдел 1, часть 1 выдел 8, часть 1 выдел 9, часть 1 выдел 11), кв. 142 (часть 1 выдел 11, часть 1 выдел 13, часть 1 выдел 14, часть 1 выдел 18, часть выдела 21) Говорковского участкового лесничества КГБУ "Невонское лесничество" на общей площади 141,4 га.
По результатам обследования 01.09.2016 составлен акт проверки санитарного и лесопатологического состояния лесного участка в КГБУ "Невонское лесничество" Красноярского края, который 24.01.2017 утвержден первым заместителем министра лесного хозяйства Красноярского края
В результате обследования установлено, что обследованные лиственничные, сосновые спелые и перестойные насаждения находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии - повреждены устойчивым низовым пожаром 4-10 летней давности высокой интенсивности, заселены стволовыми вредителями и поражены болезнями леса, на общей площади 141,4 га рекомендуется проведение сплошной санитарной рубки с общим выбираемым запасом древесины в объеме 44 266,0 куб. м.
При этом акт содержит данные о степени повреждения лесных насаждений выраженных в процентах (деревья сосны - 40-60%, лиственницы - 50%) на основании которых можно применить механизм корректировки ставок согласно Постановлению N 310 (т.1 л.д.57).
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о правомерности применения истцом понижающих коэффициентов 0, 50 и 0,60 является правомерным.
Суд округа не может согласиться и с выводами суда апелляционной инстанции о правомерности повышения арендной платы путем применения министерством повышающего коэффициента 1,71.
Действующим законодательством возлагает на лесопользователей публично-правовую обязанность по осуществлению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и санитарно-оздоровительных мероприятий на переданных в аренду лесных участках в соответствии с проектом освоения лесов (ст. 19 и 55 Лесного кодекса Российской Федерации и пунктов 4 и 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414).
Аналогичные обязанности арендатора предусмотрены в пункте 13 договора аренды от 28.08.2008 N 45-з. Объем санитарных рубок договором не предусмотрен.
Расчет арендной платы по договору аренды от 28.08.2008 N 45-з (с учетом дополнительного соглашения от 27.05.2011 N 1) определен в соответствии с Постановлением от 22.05.2007 N 310 в размере 6 510 310 рублей и которая согласно статье 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации в полном объеме отнесена к неналоговым доходам федерального бюджета. Законных основании для повышения данной платы путем применения министерством повышающего коэффициента 1,71 не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает верным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2017 года подлежащим отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 21 июля 2017 года в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела, понесенные ООО "Байкал", подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27 декабря 2017 года по делу N А33-11778/2017 отменить, решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 июля 2017 года по делу N А33-11778/2017 оставить в силе.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства Красноярского края в пользу общества с ограниченной ответственностью "Байкал" расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела в размере 3 000 рублей.
Арбитражному суду Красноярского края выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.