город Иркутск |
|
05 декабря 2018 г. |
Дело N А58-1323/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
при содействии судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) Исаковой Н.Н. и при ведении протокола секретарем судебного заседания Мухиной М.Н.
при участии в судебном заседании представителей: государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) Максимова В.С. (доверенность от 09.01.2018), публичного акционерного общества Акционерная компания "АЛРОСА" Бондаревой А.А. (доверенность от 26.02.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2018 года по делу N А58-1323/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Устинова А.Н., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Ломако Н.В., Сидоренко В.А.),
установил:
акционерная компания "АЛРОСА" (публичное акционерное общество) (ИНН 1433000147, ОГРН 1021400967092, далее - АК "Алроса", общество) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к государственному учреждению - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) (далее - фонд, учреждение) о признании недействительным приказа от 05.12.2017 N 2061 "Об отказе в финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя" и обязании фонда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Компании путем принятия решения о финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2018 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебном заседании представители фонда и общества поддержали соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 21 ноября 2018 года до 12 часов 55 минут 28 ноября 2018 года, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва стороны в судебное заседание не явились.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 27.06.2017 общество обратилась в учреждение с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в размере 82 392 380 рублей 10 копеек с приложением плана финансового обеспечения предупредительных мер на 2017 год и копий документов (по перечню).
05.12.2017 учреждение приказом N 2061 отказало обществу в финансовом обеспечении с указанием причины отказа: предоставление неполного комплекта документов.
Не согласившись с приказом фонда от 05.12.2017 N 206110.08.2016, АК "Алроса" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что оспариваемый приказ фонда не соответствует закону, нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В пункте 3 статьи 22 Закона N 125-ФЗ определено, что Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены и с 01.01.2013 введены в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в фонд в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 4 Правил страхователь обращается с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган фонда по месту своей регистрации в срок до 1 августа текущего календарного года. Заявление представляется страхователем либо лицом, представляющим его интересы, на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Пунктом 10 Правил определен закрытый перечень оснований для отказа в финансовом обеспечении предупредительных мер:
а) если у страхователя имеются недоимка по уплате страховых взносов, пени и штрафы, не погашенные на день подачи страхователем заявления в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации;
б) представленные документы содержат недостоверную информацию;
в) если предусмотренные бюджетом Фонда средства на финансовое обеспечение предупредительных мер на текущий год полностью распределены;
г) страхователь представил неполный комплект документов.
Суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в рассматриваемом случае обществом соблюдены предусмотренные Правилами требования и условия для финансового обеспечения предупредительных мер, а фондом в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано представление страхователем неполного пакета документов, а также представление документов, содержащих недостоверную информацию.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов по делу, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 июня 2018 года по делу N А58-1323/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20 августа 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.А. Сонин |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.