город Иркутск |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А19-1607/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Шелега Д. И., Юшкарёва И. Ю.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Евразия-леспром групп" - Игнатова М. Ю. (доверенность N 244 от 25.12.2017), Министерства лесного комплекса Иркутской области - Бакленева Р. С. (доверенность N 314 от 07.11.2016),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года по делу N А19-1607/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции - Назарьева Л. В., суд апелляционной инстанции: Басаев Д. В., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Евразия-леспром групп" (ОГРН 1083818002014; ИНН 3818025297; р.п. Магистральный Иркутской области; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - министерство) о признании незаконным и отмене предписания N 02-91-11-851/16 от 01.11.2016 об устранении выявленных нарушений.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Согласно доводам кассационной жалобы, выводы судов о недоказанности министерством наличия предусмотренных Положением о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419) (далее - Положение N 419) оснований для выдачи обществу предписания об устранении соответствующих нарушений не соответствуют материалам дела, основаны на неверной оценке представленных обществом доказательств; судом первой инстанции неправомерно отказано в удовлетворении ходатайства министерства об истребовании доказательств, касающихся строительства обществом завода, его производительной мощности, соблюдения обществом социально-бюджетных показателей; судами не приняты во внимание обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2016 года по делу N А19-19656/2015, подтверждающие неисполнение обществом условий концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов.
Общество представило отзыв на кассационную жалобу, в котором просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представители участвующих в деле лиц поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на неё соответственно.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.10.2012 распоряжением Правительства Иркутской области N 494-рп утверждена заявка общества на реализацию концепции инвестиционного проекта в области освоения лесов "Создание лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный на основе ресурсов Казачинско-Ленского и Киренского района Иркутской области".
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 181 от 14.02.2013 инвестиционный проект общества в области освоения лесов включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, обществу без проведения аукциона на основании договоров аренды от 25.02.2013 предоставлены в аренду лесные участки общей площадью 422 298 га с возможным ежегодным объемом заготовки 609, 5 тыс. куб. м.
В процессе контроля за ходом реализации указанного инвестиционного проекта в области освоения лесов в 2016 году министерством выявлено, что заготовка древесины в предоставленных в аренду под реализацию приоритетного инвестиционного проекта на лесных участках не ведется, объем произведенной продукции за 9 месяцев 2016 года составил 104, 3 тыс. куб. м пиломатериала, за 2015 год - 148, 8 тыс. куб.м. Также общество не выполнило обязательства по строительству завода по производству сухих обрезных пиломатериалов мощностью 400 тыс. куб.м в год и обеспечению ввода его в эксплуатацию в срок до 1 января 2013 года.
В соответствии с пунктом 19 Положения N 419 министерство выдало обществу предписание N 02-91-11851/16 от 01.11.2016 о необходимости устранения выявленных нарушений в отношении приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, путем представления следующих документов: акта о вводе лесоперерабатывающего комплекса в пгт. Магистральный в эксплуатацию; отчета об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; документов, подтверждающих постановку на баланс инвестора объектов созданной и (или) модернизированной в рамках инвестиционного проекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Также данным предписанием указано на необходимость направления в министерство информации о выполнении предписания в срок до 01.12.2016 и представления документов, подтверждающих вложение инвестиций (договоры купли-продажи (порядка оказания услуг), счета - фактуры, сметы, акты выполненных работ, товарные чеки, платежные поручения и т.д.).
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания ввиду отсутствия у министерства правовых оснований для его выдачи и несоответствия содержания оспариваемого предписания действующему законодательству.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признал их законными и обоснованными.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания, может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив наличие совокупности указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Руководствуясь положениями Лесного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 N 183-уг "О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской области", Положением N 419, Положением о Министерстве лесного комплекса Иркутской области (утв. постановлением Правительства Иркутской области от 31.03.2016 N 178-пп), судебные инстанции правомерно установили, что на министерство возложены функции по контролю за ходом реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, а также по выявлению в ходе контроля нарушений и выдачи инвестору соответствующих предписаний об их устранении.
Объектом контроля является выполнение обязательств инвестора по созданию и (или) модернизации объектов лесной и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры, предусмотренных поэтапным планом реализации инвестиционного проекта и поквартальным графиком реализации инвестиционного проекта (объем инвестиций, вид и срок выполненных работ) (пункт 18 Положения N 419).
В соответствии с пунктом 19 Положения N 419 в случае появления предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Основаниями для досрочного расторжения договора аренды лесного участка в силу подпункта "д" пункта 11 Положения N 419 являются: нарушение арендатором графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год; невыполнение арендатором обязательств по созданию и (или) модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры; нарушение предусмотренных графиком сроков заключения договоров аренды лесных участков, включенных в перечень лесных участков; нарушение более чем на 3 месяца предусмотренного пунктом 17 настоящего Положения N 419 срока представления отчета о ходе реализации инвестиционного проекта; отсутствие государственной регистрации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, в течение 90 дней со дня его подписания.
На основании указанных правовых норм судами сделан верный вывод о том, что предписание контролирующего органа (министерства) должно основываться на имеющихся в распоряжении такого органа доказательствах наличия в действиях (бездействии) инвестора обстоятельств, установленных подпунктом "д" пункта 11 Положения N 419, содержать ссылку на конкретные нормы, нарушенные обществом, и конкретные требования по их устранению, которые необходимо совершить инвестору.
Исследовав и оценив предписание N 02-91-11851/16 от 01.11.2016, а также иные представленные документы и пояснения участвующих в деле лиц в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам, что на момент вынесения оспариваемого предписания министерство не располагало доказательствами нарушения обществом обязательств по инвестиционному проекту, предусмотренных подпунктом "д" пункта 11 Положения N 419, и, следовательно, у министерства отсутствовали основания для проведения контрольных мероприятий в отношении инвестора (общества) и для выдачи ему предписания. Кроме того, в оспариваемом предписании не отражены конкретные нормы Положения N 419, нарушение которых вменяется обществу, не содержится перечень конкретных действий по устранению выявленных нарушений.
В пользу указанных выводов свидетельствуют требования предписания о предоставлении обществом документов о ходе реализации инвестиционного проекта, которыми министерство должно было располагать на момент выдачи оспариваемого предписания, и заявленное министерством ходатайство об истребовании судом первой инстанции дополнительных доказательств в подтверждение его доводов о неисполнении обществом концепции инвестиционной программы, в удовлетворении которого судом правомерно отказано. Приведенные обстоятельства также указывают на ненадлежащее осуществление министерством функций по контролю реализации инвестиционного проекта общества.
По мнению министерства, обществом не выполнены обязательства по созданию современного лесоперерабатывающего комплекса - завода по производству сухих обрезных пиломатериалов мощностью 400 тыс. куб. м в год, обеспечению ввода его в эксплуатацию в срок до 01.01.2013, и решению сопутствующих задач.
Отклоняя указанный довод министерства, арбитражные суды первой и апелляционной инстанции обоснованно установили, в том числе на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Иркутской области от 27 мая 2016 года по делу N А19-19656/2015, что обществом фактически был создан завод по производству сухих обрезных пиломатериалов. Приведенным решением суда за обществом признано право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу Иркутская область, Казаченско-Ленский район, пос. Магистральный, ул. Пугачева, 40А, представляющие собой производственный комплекс (завод), соответствующий необходимым строительно-техническим нормам и правилам.
Возможность эксплуатации данных объектов и обеспечение всего комплекса зданий и сооружений производственными мощностями, необходимыми для производства сухих обрезных пиломатериалов экспортного качества в предусмотренном концепцией инвестиционной программы объеме, подтверждены представленными обществом и получившими надлежащую судебную оценку доказательствами (справкой о производственной мощности лесопильного цеха - фрезерно-пильной линии с системой возврата LINK от 03.04.2017, копией договора поставки лесопильной линии N F-2010001 от 03.03.2010, копией спецификации "Технические характеристики и мощность лесопильного оборудования" (приложение N 2 к Договору поставки лесопильной линии N F-2010001 от 03.03.2010), копией расчета мощности лесопильной линии LINK, справкой о производственной мощности лесопильного цеха - линии ленточного лесопиления от 03.04.2017, фотографией лесопильного цеха - линии ленточного лесопиления, копией Технических характеристик полуавтоматического ленточного станка с кареткой, типа MJB3212B 1250 мм; копией Технических характеристик обычного ленточного станка, типа MJ311B 1060 мм; копией Технических характеристик линии продольной распиловки древесины, модель MRS-700; копией схемы раскроя для линии ленточного лесопиления (диаметр до 180 мм.); копией схемы раскроя для линии ленточного лесопиления (диаметр до 600 мм.); справкой о производственной мощности сушильных камер от 03.04.2017).
Доводы министерства об обратном обоснованно отклонены судами как не подтвержденные доказательствами, отвечающими установленным статьей 71 АПК РФ требованиям относимости, допустимости и достоверности. Кроме того, министерством не установлено, какие объемы и в какие конкретные сроки, установленные поэтапным планом реализации инвестиционного проекта, должны были обществом произведены.
Также суды правильно отклонили доводы министерства о нарушении обществом срока реализации инвестиционного проекта (введение завода в эксплуатацию до 01.01.2013), поскольку сам инвестиционный проект общества, несмотря на заложенные в его концепцию сроки, подлежал реализации с момента его включения в перечень приоритетных проектов (14.02.2013).
На основании изложенного, с учетом установленных по делу обстоятельств, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о неправомерности оспариваемого предписания, несоответствии его требованиям действующего законодательства и, следовательно, о наличии совокупности оснований, предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ, для признания ненормативного акта министерства недействительным.
Доводы министерства, заявленные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и процессуального права, повлиявших на исход рассмотрения настоящего дела, и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 АПК РФ, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 августа 2017 года по делу N А19-1607/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Д.И. Шелег |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.