город Иркутск |
|
22 марта 2018 г. |
Дело N А58-3759/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелега Д.И.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в открытом судебном заседании представителя публичного акционерного общества "Якутскэнерго" - Пестрякова М.В. (доверенность от 31.07.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2017 года по делу N А58-3759/2017 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),
установил:
публичное акционерное общество "Якутскэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Государственному комитету по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее - комитет) о признании незаконным бездействия по установлению повышающего коэффициента, применяемого при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя.
Решением суда первой инстанции от 18 сентября 2017 года заявителю отказано в удовлетворении требования.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2017 года решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Признано незаконным бездействие Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) по установлению повышающего коэффициента, применяемого при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя.
В кассационной жалобе комитет просит проверить законность принятого по делу судебного акта в связи с неправильным применением судом норм материального права и неполным выяснением обстоятельств дела.
По мнению заявителя, оспариваемое бездействие со стороны комитета отсутствовало.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Комитет о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация, размещённая на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (http://fasvso.arbitr.ru), а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет" от 08.02.2018), своих представителей в судебное заседание не направил, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в его отсутствие в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.04.2017 общество направило в комитет заявление об установлении повышающих коэффициентов к тарифам на тепловую энергию в случае превышения среднесуточной температуры обратной сетевой от температурного графика более чем на 5% в соответствии с пунктом 9.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115. Для определения величины повышающего коэффициента предлагает руководствоваться пунктом 144 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э.
18.05.2017 комитет в ответ на заявление общества направило письмо, в котором сообщило о том, что орган регулирования может по предложению регулируемой организации открыть дело только об установлении тарифов в сфере теплоснабжения.
Общество, посчитав, что комитетом допущено бездействие, которое нарушает права и законные интересы заявителя и не соответствует Федеральному закону от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что установление повышающих коэффициентов к тарифам на тепловую энергию при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя не предусмотрено действующим законодательством как обязанность органа регулирования.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из доказанности заявителем незаконного бездействия на стороне комитета, чем нарушаются права и законные интересы общества.
Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами применяются установленные органами регулирования повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения (часть 4).
Из указанной нормы следует, что при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя применяются повышающие коэффициенты к тарифам в сфере теплоснабжения, установленные органами регулирования.
Пунктом 144 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, также предусмотрено, что при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии и (или) теплоносителя в случае обязательности этого учета в соответствии с федеральными законами к тарифам на тепловую энергию (мощность) применяются повышающие коэффициенты, устанавливаемые органом регулирования в размере, равном 1,01.
Таким образом, повышающие коэффициенты устанавливаются органом регулирования в размере, определенном Методическими указаниями.
В соответствии с Положением о Государственном комитете по ценовой политике Республики Саха (Якутия), утвержденным постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 22.11.2007 N 468, Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) определен органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия по государственному регулированию и контролю в сфере теплоснабжения в Республике Саха (Якутия).
Оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, в их совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, руководствуясь положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 N 760-э, учитывая, что оспариваемое бездействие комитета нарушило права и законные интересы общества, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Суд указал, что обязанности общества применять повышающий коэффициент при нарушении режима потребления тепловой энергии или отсутствии коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, корреспондирует обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установления такого повышающего коэффициента.
Доводы заявителя кассационной жалобы отклоняются как противоречащие части 4 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" об обязательном применении установленных органами регулирования повышающих коэффициентов к тарифам в сфере теплоснабжения при нарушении абонентом режима потребления тепловой энергии.
Совокупность оснований, установленных частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и необходимых для признания бездействия незаконным, судом установлена.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 07 декабря 2017 года по делу N А58-3759/2017 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.И. Шелег |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.