город Иркутск |
|
12 декабря 2018 г. |
Дело N А19-5307/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Левошко А.Н., Сонина А.А.,
при участии в судебном заседании представителей Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области - Батуриной Д.О. (доверенность от 20.07.2018), Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области - Ивашова С.В. (доверенность от 27.04.2018), Лиса Юрия Александровича - Мильченко И.Ю. (доверенность от 03.10.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Лиса Юрия Александровича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2018 года по делу N А19-5307/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Деревягина Н.В., суд апелляционной инстанции: Ломако Н.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
Лис Юрий Александрович обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области (далее - налоговый орган, инспекция) N 16856А от 28.08.2017 и Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - управление) N 96-14/025250д от 09.11.2017.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2018 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, Лис Юрий Александрович обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами допущено неправильное применение норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзывах на кассационную жалобу инспекция и управление указывают на несостоятельность доводов, изложенных в жалобе, просят обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на неё.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между гражданами Лукиным А.И. и Лисом Ю.А. заключен договор купли-продажи части доли в уставном капитале от 21.07.2017, согласно которому Лис Ю.А. приобрел долю в размере 50% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью "ТриА плюс" (далее - ООО "ТриА плюс"), принадлежащую продавцу Лукину А.И.
Серебрянниковой А.С., временно исполняющей обязанности нотариуса Иркутского нотариального округа Орловой Н.А., представлено в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, по форме N Р14001 в отношении ООО "ТриА плюс" в части внесения изменений сведений об участнике общества.
По результатам рассмотрения данного заявления налоговым органом принято решение о приостановлении государственной регистрации для проверки достоверности сведений, представленных в регистрирующий орган, о лице, имеющим право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Лисом Ю.А. представлены в инспекцию пояснения от 15.08.2017.
По результатам проведенной проверки инспекцией принято решение от 28.08.2017 N 16856А об отказе в государственной регистрации изменений на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), поскольку заявитель являлся учредителем и руководителем общества с ограниченной ответственностью "ЖИЛМОНОЛИТСТРОЙ ЖМС 51", исключенного из Единого государственного реестра юридических лиц и имевшего на момент исключения задолженность перед бюджетом, признанную безнадежной к взысканию, и с момента внесения соответствующей записи не истекли три года.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 09.11.2017 N 96-14/025250д жалоба Лиса Ю.А. на решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области от 28.08.2017 N 16856А об отказе в государственной регистрации оставлена без удовлетворения.
Полагая, что указанные решения является незаконными и необоснованными, нарушающими его права, Лис Ю.А. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывах на неё, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Согласно подпункту "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается, в случае если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из Единого государственного реестра юридических лиц;
имевших на момент исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из Единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Как установлено судами и следует из материалов дела, принимая спорное решение налоговый орган располагал информацией, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, Лис Ю.А. являлся учредителем и руководителем ООО "ЖИЛМОНОЛИТСТРОЙ ЖМС 51", владеющим 100% (10 000 рублей) долей в уставном капитале общества, которое 25.07.2016 было исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, имевшего на момент исключения задолженность перед бюджетом, в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию.
При изложенных обстоятельствах суды двух инстанций пришли к верному выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения об отказе в государственной регистрации на основании подпункта "ф" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Таким образом, выводы судов о законности решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Иркутской области N 16856А от 28.08.2017 и Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области N 96-14/025250д от 09.11.2017 являются правомерными и обоснованными, основанными на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, оспаривающие данные выводы судов являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и по существу направлены на переоценку доказательств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 июня 2018 года по делу N А19-5307/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Лису Юрию Александровичу из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 850 рублей излишне уплаченную по чек-ордеру от 26 октября 2018 года.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.