город Иркутск |
|
17 декабря 2018 г. |
Дело N А74-15703/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании 05.12.2018 представителей министерства финансов Республики Хакасия Руденко Е.А. (доверенность от 29.12.2017), администрации муниципального образования Ширинский район Кудряшовой О.Ю. (доверенность от 15.05.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 июня 2018 года по делу N А74-15703/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Курочкина И.А.; суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Белан Н.Н., Радзиховская В.В.),
установил:
администрация муниципального образования Ширинский район (ОГРН: 1031900879768, ИНН: 1911000663, Республика Хакасия, с. Шира; далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к министерству образования и науки Республики Хакасия о взыскании 17 213 445 рублей субсидий.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление промышленности, энергетики, связи, строительства и транспорта администрации муниципального образования Ширинский район (далее - управление) и министерство финансов Республики Хакасия (далее - министерство финансов).
По ходатайству истца суд 19.02.2018 произвел замену ненадлежащего ответчика - министерства образования и науки Республики Хакасия надлежащим - Республика Хакасия в лице министерства образования и науки Республики Хакасия (ОГРН: 1021900523039, ИНН: 1901022065, г. Абакан; далее - министерство образования, ответчик).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2018 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными по делу судебными актами, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые решение и постановление отменить в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
По мнению заявителя кассационной жалобы, законных оснований для взыскания суммы субсидии не имеется, что подтверждается такими обстоятельствами как: сокращение ранее предусмотренных средств на реализацию государственной программы, внесение соответствующих изменений в законодательство субъекта, запрет выделения субсидий из бюджета субъекта местным бюджетам, своевременное информирование истца о сокращении финансирования на реализацию государственной программы.
Министерство финансов утверждает, что предоставление субсидий из бюджета субъекта муниципальному образованию - это право органов власти субъекта, а не их обязанность. Взыскание субсидии должно производиться непосредственно с министерства образования, а не за счет средств казны Республики Хакасия.
В отзыве на кассационную жалобу администрация против доводов заявителя кассационной жалобы возразила.
В судебном заседании представители министерства финансов и администрации подтвердили доводы и возражения, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Управление и министерство образования о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайтах - fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru, rad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
При рассмотрении дела Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлен перерыв с 05 декабря 2018 года до 14 часов 30 минут 10 декабря 2018 года, о чем сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа www.fasvso.arbitr.ru.
После окончания перерыва лица, участвующие в деле, в судебном заседании не присутствовали.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Предметом настоящего спора является требование о взыскании суммы субсидий на реализацию мероприятий в рамках соглашения от 24.04.2017 N 162, заключенного между министерством образования и администрацией, предоставляемых на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием, строительство благоустроенных туалетов на 2017 год (далее - соглашение N 162).
Соглашение N 162 заключено в соответствии с постановлением Правительства Республики Хакасия от 17.04.2017 N 172 "О распределении субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям Республики Хакасия на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год и признании утратившим силу постановления Правительства Республики Хакасия от 14.03.2017 N 103 "Об утверждении распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия местным бюджетам на строительство общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием на 2017 год" (далее - постановление N 172).
Исполнителями по проведению закупок и заключению контрактов (договоров) являются управление и образовательные учреждения - школы (приложение N 2 к соглашению N 162).
Во исполнение условий соглашения N 162 управлением с ООО "Строительная фирма "Динал" заключены муниципальные контракты на капитальный ремонт школ от 12.07.2017, 22.08.2017, 23.08.2017.
В период с 30.05.2017 по 26.06.2017 муниципальными образовательными учреждениями (средние школы) заключены договоры на поставку мебели, настенных досок, поставку товаров, поставку и монтаж мобильных туалетов, договор на монтаж насосной станции для мобильного туалета.
В связи с непредоставлением субсидий за июль-август 2017 года и отказом министерства образования в перечислении сумм субсидий, администрация обратилась в арбитражный суд с требованием о взыскании 17 213 445 рублей.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, и обоснованно руководствуясь статьями 78, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 26.13, 26.14 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 11, 13 Закона Республики Хакасия от 07.12.2007 N 93-ЗРХ "О бюджетном процессе и межбюджетных отношениях в Республике Хакасия", статьей 9 Закона Республики Хакасия от 23.12.2016 N 114-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", государственной программой Республики Хакасия "Развитие образования в Республике Хакасия (2016 - 2025 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Республики Хакасия от 27.10.2015 N 556 (далее - государственная программа N 556), пунктами 9.2.1, 9.2.2, 9.5.4. Правил предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия муниципальным образованиям на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт общеобразовательных организаций, оснащение оборудованием (раздел 9 государственной программы N 556), суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии правовых оснований для взыскания с Республики Хакасия в лице министерства образования в пользу администрации невыплаченной суммы субсидии.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов обеих инстанций.
Удовлетворение иска верно обусловлено тем, что соглашение N 162 является действующим, факт наличия задолженности подтвержден истцом, доказательств исполнения ответчиком перед администрацией возникших обязательств в рамках соглашения N 162 не представлено.
Довод заявителя кассационной жалобы о внесении изменений (постановлениями Правительства Республики Хакасия от 14.08.2017 N 411, от 27.12.2017 N 686) в региональные нормативные правовые акты, касающихся сокращения средств субсидий, предусмотренных на установленные постановлением N 172 цели, не принимается во внимание Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в силу следующего.
Суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования, как и не может быть прекращено возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие предыдущего нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство (определение Верховного Суда Российской Федерации от 20.04.2017 N 302-ЭС17-3319).
С учетом того, что Республика Хакасия в лице уполномоченного органа на основании принятых нормативных актов и заключенного соглашения приняла на себя обязательства по предоставлению субсидии на капитальный ремонт здания школ и оснащение оборудованием, на строительство благоустроенных туалетов и не вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения указанного обязательства. Иной подход противоречит бюджетному, гражданскому законодательству.
Кроме того, апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 06.07.2018 N 55-АПГ18-4 приложение к постановлению N 172 в части изменения размера субсидий муниципальному образованию Ширинского района Республики Хакасия признано недействующим.
Поскольку Республика Хакасия не выполнила обязательства по предоставлению сумм субсидий из средств республиканского бюджета на проведение капитального ремонта зданий школ, оснащение оборудованием, строительство благоустроенных туалетов на территории муниципального образования "Ширинский район" в рамках государственной программы N 556, и заключенного администрацией с министерством образования соглашения N 162, выводы судов о наличии оснований для удовлетворения исковых требований за счет республиканской казны являются обоснованными.
Выводы арбитражных судов основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы по существу направлены на переоценку исследованных судами доказательств и установленных ими по делу фактических обстоятельств, что не соответствует целям и задачам кассационного судопроизводства (глава 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов по делу, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 20 июня 2018 года по делу N А74-15703/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.