город Иркутск |
|
18 декабря 2018 г. |
Дело N А74-3028/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Участок жилищно-эксплуатационных услуг N 2" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 июля 2018 года по делу N А74-3028/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Бова Л.В.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Шелег Д.И.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Участок жилищно-эксплуатационных услуг N 2" (г. Абакан, ИНН 1901075758, ОГРН 1061901038066, далее - ООО "ЖЭУ-2", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - Министерство) о признании недействительными предписаний N 330-К-2466/П от 22.12.2017, N 330-К-2466/П от 07.02.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена некоммерческая организация "Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (далее - фонд капитального ремонта).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 июля 2018 года отказано в удовлетворении заявления общества о признании недействительными предписания N 330-К-2466/П от 22.12.2017, предписания Министерства N 330-К-2466/П от 07.02.2018 в связи с их соответствием Жилищному кодексу Российской Федерации, Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2018 года решение суда от 03 июля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ЖЭУ-2" ставит вопрос о проверке законности судебных актов, указывая на то, что судами неполно исследованы материалы дела, нормы права применены только в части, поддерживающей позицию Министерства и фонда капитального ремонта.
Как указывает заявитель кассационной жалобы, вывод суда апелляционной инстанции о доказанности факта регулировки системы отопления балансировочными клапанами основан лишь на предполагаемой возможности такой регулировки. Данный факт опровергается актами технического обследования от 06.12.2017, 12.12.2017 (до выдачи предписаний), подписанными представителем общества и собственниками и фиксирующими ненормативную температуру в жилых помещениях даже при регулировании системы отопления балансировочными клапанами, актом выполненных работ от 12.02.2018, актом проверки температурного режима жилого дома от 13.02.2018; просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу фонд капитального ремонта считает, что в силу положений статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации надзорный орган правомерно выдал оспариваемые предписания обществу, поскольку обязанности фонда по организации проведения капитального ремонта общего имущества выполнены в установленные сроки и в полном объёме, содержание общего имущества и предоставление надлежащих коммунальных услуг являются обязанностью управляющей компании.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в 2017 году в рамках региональной программы в доме по улице Ивана Ярыгина, 26, проведен капитальный ремонт инженерных систем, в том числе тепло и водоснабжения, произведена частичная замена стояков отопления с диаметра 15 мм на 20 мм. Работы по капитальному ремонту дома завершены в августе 2017 года (акт приемки выполненных работ от 03.08.2017).
Собственник жилого помещения многоквартирного дома N 26 по ул. Ивана Ярыгина в г. Абакане 29.11.2017 (вх. N 330-К-2466) обратился в государственную жилищную инспекцию Республики Хакасия с заявлением относительно предоставления в жилом помещении коммунальной услуги - отопление ненадлежащего качества.
На основании распоряжения от 21.12.2017 N 705-ЛТ о проведении внеплановой выездной проверки в связи с названным выше обращением собственника в отношении ООО "ЖЭУ-2" проведены мероприятия по лицензионному контролю.
В ходе проведенной проверки произведены замеры температуры в помещении одной из квартир названного дома и составлен акт N 330-К-2466/А от 22.12.2017, в котором зафиксированы выявленные нарушения: параметры температуры в жилых комнатах N 1, 2 (спальня) составили +18,4 °С, в помещении кухни + 18,3 °С, что не соответствует требованиям таблицы 1 ГОСТ 30494-2011 "Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях", утвержденного от 12.07.2012 N 191-ст; приложению N 2 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Государственным органом установлены нарушения пункта 5.2.1 обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда N 170.
22.12.2017 обществу выдано предписание N 330-К-2466/П, согласно которому предписано в срок до 10.01.2018 обеспечить соответствие температуры воздуха в жилом помещении по адресу: г. Абакан, ул. Ивана Ярыгина, д. 26, требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
По истечении срока исполнения предписания N 330-К-2466/П от 22.12.2017 на основании распоряжения зам. министра - руководителя Департамента жилищного надзора N 2466-К от 01.02.2018 проведена внеплановая выездная проверка исполнения выданного предписания.
В ходе проверки государственным органом установлено, что предписание от N 330-К-2466/П от 22.12.2017 не исполнено, а именно: температура воздуха в помещениях квартиры не соответствуют требуемым параметрам, установленным нормативно-правовыми актами, а именно: в жилой комнате N 1 (спальня) +18,24°С, в жилой комнате N 2 (спальня) +19,54°С, в помещении кухни +18,84°С, о чем составлен акт N 330-К-2466/А от 07.02.2018.
Это обстоятельство послужило основанием для выдачи обществу нового предписания N 330-К-2466/П от 07.02.2018 об обеспечении в срок до 02.03.2018 соответствия температуры воздуха в указанном помещении требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
В предписании N 330-К-2466/П от 07.02.2018 указано на нарушение пункта 5.2.1 Правил N 170, таблицы 1 ГОСТ 30494-2011, приложения N 2 СанПиН 2.1.2.2645-10.
Общество оспорило выданные ему предписания в Арбитражном суде Республики Хакасия.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды правомерно учли следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
С учётом названного правового регулирования суды правомерно посчитали, что содержание общедомового имущества, текущий ремонт, а также предоставление коммунальных услуг возложено на управляющую организацию, которая обязана обеспечить качественное предоставление коммунальных услуг потребителям, в том числе услуги по отоплению.
В соответствии с пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), исполнитель коммунальных услуг обязан:
- предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рассматриваемыми Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю;
- принимать в порядке и сроки, которые установлены рассматриваемыми Правилами, сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, организовывать и проводить проверку такого факта с составлением соответствующего акта проверки, а при наличии вреда, причиненного нарушением качества коммунальных услуг, - также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя.
В соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации содержание инженерных коммуникаций в многоквартирном доме возложено на управляющую компанию.
Согласно пунктам 18, 19 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 270, в общие работы, выполняемые для надлежащего содержания системы теплоснабжения в многоквартирном доме, входит регулировка и техническое обслуживание запорной арматуры, в том числе непосредственно системы отопления, а также обязанность проводить испытания на прочность и плотность (гидравлические испытания) узлов ввода и систем отопления, в том числе и регулировку системы отопления.
Между тем, как было установлено Министерством и судами, управляющая организация при управлении многоквартирным домом N 26 по ул. Ивана Ярыгина в г. Абакане не обеспечила качественное предоставление коммунальной услуги по отоплению в жилом помещении указанного многоквартирного дома, что является нарушением пункта 5.2.1 Правил N 170.
Пунктом 5.2.17 Правил N 170 определено, что надежная эксплуатация систем водяного отопления должна обеспечиваться проведением повседневного контроля за температурой и давлением теплоносителя.
Доводы кассационной жалобы сводятся к ссылкам на вину третьего лица (регионального оператора) и подрядной организации при проведении капитального ремонта дома; заявитель считает, что акт приёмки выполненных работ от 03.08.2017 не указывает на осуществление проверки регулировки системы отопления в доме посредством балансировочных клапанов, а лишь констатирует факт завершения капитального ремонта.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут.
Как установили суды на основании полной и всесторонней оценки доказательств по делу в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проектной документацией предусмотрена установка балансировочных клапанов для возможности ручной регулировки системы отопления; проектная документация выполнена в 2016 году с учетом действующего на тот момент СП 73.13330 2012, проведенные работы, установленное оборудование соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе Своду правил СП 73.13330 2016, утвержденному приказом от 30.09.2016 N 689/пр Минстроя России.
Суды также указали, что все необходимые испытания проведены, функционирование системы отопления дома после капитального ремонта проверено с участием представителей ООО "ЖЭУ-2", ресурсоснабжающей организации, подрядной организации, регионального оператора; акты, необходимые для постановки на коммерческий учет нового оборудования, получены и переданы в управляющую организацию.
Согласно акту, работы по капитальному ремонту многоквартирного дома N 26 по ул. Ивана Ярыгина выполнены в полном объеме, в соответствии с проектной документацией и требованиями технических регламентов. Инженерные системы готовы к эксплуатации.
При таких условиях выводы судов о том, что после приемки выполненных работ по капитальному ремонту дома управляющая организация обязана выполнять требования жилищного законодательства по надлежащему содержанию многоквартирного дома, а также по предоставлению (оказанию) потребителям коммунальных услуг надлежащего качества, не опровергнуты доводами кассационной жалобы, которые по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судов основаны на установленных по делу обстоятельствах и имеющихся в деле доказательств и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 июля 2018 года по делу N А74-3028/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.