город Иркутск |
|
09 апреля 2018 г. |
Дело N А33-9139/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бандурова Д.Н.,
судей: Кореневой Т.И., Попова О.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гущиной С.И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "КЛМ-Эко" - Самхарадзе О.Р. (доверенность от 09.01.2018, паспорт); Министерства лесного хозяйства Красноярского края - Лавриковой Т.А. (доверенность от 09.01.2018, паспорт)
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 сентября 2017 года по делу N А33-9139/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Бычкова Л.К.; суд апелляционной инстанции: Парфентьева О.Ю., Петровская О.В., Споткай Л.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "КЛМ-Эко" (ОГРН 1072411000331, ИНН 2411017100, г. Красноярск, далее - ООО "КЛМ-Эко", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству лесного хозяйства Красноярского края (ОГРН 1162468093952, ИНН 2463102814, г. Красноярск, далее - министерство, ответчик) о внесении изменений в договор аренды лесных участков N 6-и от 01.09.2009, а именно исключить из перечня лесных участков, предоставленных в аренду, лесные участки Борского лесничества Туруханского района Красноярского края:
- номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-098-2008-05-3392-1 в составе кварталов Борского участкового лесничества 249, 264, 265 (за исключением выделов: 1 - 11, 14), 262, 264, 266 - 267, 268 (за исключением выделов: 2, 3, 7, 8, 11 - 14), 287, 289, 290 - 298, 302, 304 (за исключением выделов: 1 - 9), 305 (за исключением выделов: 1 - 4, 7, 8, 13 - 15), 337 (за исключением выделов: 1 - 15), 338 (за исключением выделов: 1 - 11, 13 - 15), 339 (за исключением выделов: 1 - 14), 351 (за исключением выделов: 1 - 17, 28, 32), 349 - 350, 352 (за исключением выделов: 1, 5, - 15), 374, 375 (за исключением выделов: 1 - 10), 376 (за исключением выделов: 1 - 13), 382 (за исключением выделов: 1, 5 - 7, 10, 11, 15 - 20, 23), 387 (за исключением выделов: 1 - 7, 10, 11, 16 - 21), 388 (за исключением выделов: 1 - 7, 14 - 18), 389 (за исключением выделов: 1 - 10, 15, 17,18), 390 (за исключением выделов: 1 - 14, 16), 394, 396 (за исключением выделов: 1 - 6, 10 - 24), 436 (за исключением выделов: 1 - 16, 19), 440 - 441, 493 (за исключением выделов: 4 - 11, 14 - 27, 30 - 35, 38, 43 - 48, 54), 494 (за исключением выделов: 1 - 28, 31, 32, 36 - 42, 48), 495, 496 (за исключением выделов: 1 - 36), 545 (за исключением выделов: 1 - 3, 7, 8, 12, 18, 26, 27, 41, 49, 52, 53, 55, 62, 70 - 73, 81), 546 (за исключением выделов: 39 - 41, 44 - 46, 50 - 55, 57 - 64, 67), 547 (за исключением выделов: 2 - 9, 12 - 15, 17 - 42, 46), 549, 550 (за исключением выделов: 1 - 3, 5 - 9, 11 - 13, 17, 21, 22, 26 - 38, 43 - 55, 57 - 58, 62), 551 (за исключением выделов: 1 - 33), 602 (за исключением выделов: 1 - 25, 28 - 32, 42, 43, 50, 51), 603 (за исключением выделов: 1 - 22, 33), 604 (за исключением выделов: 1 - 5, 9, 11, 12 - 15, 32, 35), 605 (за исключением выделов: 38, 45 - 50, 52, 53), 606 (за исключением выделов: 2 - 34, 36), 673 (за исключением выделов: 3 - 5, 7 - 21, 23), 743, 817 - 819, 894 - 896, 971 - 975, 1050 - 1054, 1120 - 1123,
- номер учетной записи в государственном лесном реестре 24-099-2008-05-3392-1 в составе кварталов Борского участкового лесничества 1172 - 1177 и Вороговского участкового лесничества 42 - 51, 109 - 119, 178 - 189.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 сентября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года, иск удовлетворен.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что спор подлежал рассмотрению в рамках дела N А40-122854/2016; оспаривает выводы судов о невозможности пользования спорными земельными участками, полагая, что сложившаяся ситуация может быть разрешена путем разделения и выделения части спорных участков.
Отзыв общества на кассационную жалобу не принимается судом округа ввиду несоблюдения истцом требований пунктов 1, 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (информация о рассмотрении кассационной жалобы также размещена в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ответчика поддержала доводы жалобы, представитель истца против доводов жалобы возражал.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах, определённых статьёй 286 этого же Кодекса.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Красноярского края и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 254 от 13.04.2009 инвестиционный проект общества "Развитие деревообрабатывающего комплекса в г. Красноярске" включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В целях реализации инвестиционного проекта между агентством лесной отрасли Красноярского края (арендодатель; впоследствии дополнительным соглашением произведена замена арендодателя по договору на Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края) и обществом (арендатор) заключен договор аренды лесных участков, используемых для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, N 6-И от 01.09.2009.
Согласно пункту 1 договора аренды арендодатель, действующий в соответствии со статьями 22, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование на срок 49 лет лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора, для заготовки древесины, с целью развития деревообрабатывающего комплекса в г. Красноярске, по производству клееного конструкционного и стенового бруса в объеме 90 тыс. куб. метров в год, лесозаготовительной деятельности до 170 тыс. куб. метров в год.
Пунктом 2 договора и Приложением N 1 к договору предусмотрен конкретный перечень предоставленных в аренду лесных участков (общей площадью 180 498 га, с общей расчетной лесосекой 219,42 тыс. м3, отнесенных к землям лесного фонда, предназначенных для заготовки древесины), в том числе поименованные в исковом заявлении.
26.11.2010 между обществом (заказчиком) и федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" (исполнителем) заключён договор N 03/532-29з, по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя выполнение работ по подготовке материалов для постановки на кадастровый учет лесных участков, арендуемых в целях заготовки древесины по договору аренды N 6-И от 01.09.2009.
При осуществлении мероприятий по постановке на кадастровый учет указанных в договоре аренды лесных участков обнаружилась невозможность постановки на кадастровый учет лесных участков, поименованных в исковом заявлении, ввиду пересечения их границ с границами населенного пункта Сандакчес, а также границами Вороговского сельсовета, о чем федеральным государственным унитарным предприятием "Рослесинфорг" выдана справка N 03-70/782 от 14.06.20.16.
Распоряжением Правительства Красноярского края N 560-р от 13.07.2016 создано Министерство лесного хозяйства Красноярского края и ему переданы полномочия Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края в области лесных отношений.
Письмом N 13 от 15.02.2017 истец обратился к ответчику с предложением о внесении изменений в договор аренды в части исключения из перечня лесных участков тех участков, кадастровый учет которых не произведен. Названное письмо получено ответчиком 21.02.2017, оставлено без удовлетворения.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации N 726 от 17.03.2016 инвестиционный проект общества "Развитие деревообрабатывающего комплекса в г. Красноярске" исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Письмом N 23 от 20.06.2017 истец повторно обратился к ответчику с предложением о внесении изменений в договор аренды в части исключения из перечня лесных участков тех участков, кадастровый учет которых не произведен. Названное письмо получено ответчиком 07.07.2017. Ответчик письмом от 14.08.2017 N МЛХ/5-11237 отказал во внесении изменений в договор аренды, сославшись на то, что вопрос об исключении лесных участков из договора аренды рассматривается в судебном порядке в рамках дела N А33-9139/2017.
Ссылаясь на то, что лесное законодательство Российской Федерации не допускает эксплуатацию лесных участков, не прошедших кадастровый учет, а в момент заключения договора аренды арендатор не был поставлен в известность о невозможности постановки на кадастровый учет спорных лесных участков, истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, установив, что предоставленные по договору аренды спорные лесные участки не могут быть использованы в соответствии с целью, указанной в договоре аренды, в связи с невозможностью постановки данных лесных участков на кадастровый учет, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Предметом иска по настоящему делу является требование арендатора об изменении предмета договора аренды ввиду невозможности пользования частью объектов аренды для целей, указанных в договоре (заготовка древесины).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
По смыслу статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, передача арендодателем в аренду имущества, полностью или частично препятствующие пользованию им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках, является существенным нарушением, влекущим в том числе возможность досрочного расторжения договора аренды по инициативе арендатора.
Учитывая в совокупности названные положения закона, суды пришли к правильному выводу о наличии у арендатора возможности изменить договор путем исключения из него спорных лесных участков ввиду наличия у них недостатков, препятствующих пользованию ими.
Согласно части 2 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.
Вместе с тем, согласно положениям пункта 1 статьи 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды), до 1 января 2010 года допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета. Таким образом, действующее на момент заключения договора аренды законодательство предусматривало возможность передачи в аренду лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
В соответствии с частью 8 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Во исполнение названных положений Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации N 474 от 13.09.2016 утверждены Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
Аналогичное положение содержалось в пункте 5 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 01.08.2011 N 337 (утратили силу с 09.01.2017).
Пунктом 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Приказ N 69).
Согласно абзацу 4 пункта 5 Приказа N 69 в разделе "Общие сведения" проекта освоения лесов содержится, в том числе, выписка из государственного кадастра недвижимости с описанием границ лесного участка.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которое оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, учитывая особенности правового регулирования сложившихся отношений сторон, не допускающих возможность заготовки древесины на лесных участках, не прошедших кадастровый учет, установив невозможность постановки на кадастровый учет спорных земельных участков ввиду пересечения их границ с границами населенного пункта и сельсовета, что повлекло невозможность использования арендатором спорных лесных участков для поименованных в договоре целей, суды пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Ввиду изложенного доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований подлежат отклонению как не соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
При этом доводы ответчика о возможности разрешения спорной ситуации иным путем отклоняются судом ввиду невыполнения ответчиком обязанности по доказыванию обстоятельств в обоснование своих возражений (исходя из принципа состязательности процесса, закрепленного в статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и правила, приведенного в части 1 статьи 65 этого же кодекса).
Доводы заявителя жалобы о том, что спор подлежал рассмотрению в рамках дела N А40-122854/2016, отклоняется судом округа ввиду несовпадения предмета и основания иска, а также состава лиц, участвующих в деле. Более того, вступившие по делу N А40-122854/2016 судебные акты не содержат выводов и установленных обстоятельств относительно рассматриваемого в рамках настоящего спора вопроса о возможности использования лесных участков, не прошедших кадастровый учет.
Неправильного применения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 сентября 2017 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 сентября 2017 года по делу N А33-9139/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 декабря 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Д.Н. Бандуров |
Судьи |
Т.И. Коренева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.