город Иркутск |
|
10 апреля 2018 г. |
Дело N А19-14112/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Загвоздина В.Д., Кадниковой Л. А.,
при участии в судебном заседании представителей Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации - Тихоновой Т. В. (доверенность N 293 от 01.07.2015), Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области - Тельтевской Е. В. (доверенность N 67 от 19.02.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года по делу N А19-14112/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н. Г.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д. В., Никифорюк Е. О., Сидоренко В. А.),
установил:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313; ИНН 3800000220; г. Иркутск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в несвоевременном установлении для общества нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям; обязании утвердить указанные нормативы.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2018 года, обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с указанными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами при рассмотрении настоящего спора неправильно применены нормы материального и процессуального права; согласно положениям Административного регламента предоставления государственной услуги по утверждению нормативов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О теплоснабжении" (утв. Приказом Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области от 29.05.2015 N 46-мпр) (далее - Административный регламент) министерство должно было по повторному заявлению общества либо издать приказ об утверждении нормативов, либо отказать в предоставлении испрашиваемой государственной услуги, чего министерством сделано не было; вывод судов о пропуске обществом срока на обращения в суд с заявлением об оспаривании бездействия министерства является ошибочным, сделанным без учета факта обращения общества к прокурору Иркутской области и министру жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области; общество узнало о противоправном бездействии министерства из письма N 02-57-2764/17 от 21.04.2017, в котором последнее сообщило об отсутствии оснований для пересмотра ранее направленного обществу отказа; судами сделан необоснованный вывод о начале течения трёхмесячного срока для обращения в суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) со дня, следующего за днем истечения срока предоставления государственной услуги, установленного пунктом 27 Административного регламента.
Министерство представило возражения на кассационную жалобу, в которых просит оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Доводы кассационной жалобы и возражений на неё в судебном заседании суда округа поддержаны представителями общества и министерства соответственно.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.05.2016 общество обратилось в министерство с заявлением для получения государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
08.08.2016 министерство в соответствии с подпунктом 2 пункта 26 Административного регламента и на основании заключения ОГКУ "Центр энергосбережения" отказало обществу в предоставлении государственной услуги, разъяснив, что оно вправе повторно подать заявление на предоставление государственной услуги после устранения замечаний, указанных в заключении ОГКУ "Центр энергосбережения".
Письмом N 325/101-06/10293-7938 от 17.08.2016 общество повторно обратилось в министерство с заявлением о предоставлении указанной государственной услуги и представило свои возражения относительно необоснованного отказа в ее предоставлении.
В ответ на письмо ОГКУ "Центр энергосбережения" N 04-727/16 от 26.09.2016 о запросе дополнительных разъяснений относительно выявленных замечаний общество письмом N 325/101-06/12172-9916 от 14.10.2016 направило в адрес ОГКУ "Центр энергосбережения" свои пояснения.
22.12.2016 общество обратилось в адрес министра жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и прокурора Иркутской области с жалобой на действие и решение министерства при оказании государственной услуги по утверждению удельных расходов топлива на 2017 год и неоказание государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя на 2013, 2015, 2016, 2017 годы.
По результатам рассмотрения обращения общества прокуратурой Иркутской области в адрес министерства внесено представление об устранении нарушений.
21.03.2017 общество обратилось в министерство с просьбой направить приказы об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2013, 2015-2017 годы (письмо N 325/101-06/2743).
Письмом N 02-57-2764/17 от 21.04.2017 министерство сообщило заявителю об отсутствии оснований для пересмотра ранее направленного отказа.
Полагая, что министерством в установленный срок по итогам рассмотрения обращения общества от 17.08.2016 не были утверждены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, равно как не было отказано в предоставлении данной государственной услуги, общество оспорило бездействие министерства в арбитражном суде.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что обществом в отсутствие уважительных причин пропущен установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для оспаривания ненормативных актов, решений и действий (бездействия) министерства, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 указанной статьи заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Названное законоположение с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 02 декабря 2013 года N 1908-О, связывает начало течения срока на подачу заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, с моментом, когда заинтересованное лицо реально узнало о нарушении своих прав и законных интересов, определение которого должно производиться судом в каждом конкретном случае на основе совокупности фактических обстоятельств рассматриваемого дела.
В силу пункта 2 части 2 статьи 5, части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктов 15, 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075) утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации (министерством) на основании заявления организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности.
Оказание государственной услуги по утверждению указанных нормативов осуществляется на основании Административного регламента, в соответствии с пунктом 26 которого результатом предоставления государственной услуги является либо приказ министерства об утверждении нормативов, включающий в себя величину утвержденных нормативов, сроки действия нормативов, либо уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги.
При этом общий срок предоставления услуги со дня обращения заявителя в министерство не должен превышать пятидесяти рабочих дней, включая срок, установленный законодательством для направления ответа на запрос в рамках межведомственного информационного взаимодействия (пункт 27 Административного регламента).
Судами установлено, что первоначально поданное заявление общества от 25.05.2016 об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям было рассмотрено министерством в установленный срок, заявителю направлено уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги от 08.08.2016 с приложением сопроводительного письма от 01.08.2016 и заключения ОГКУ "Центр энергосбережения" N 04-550/16 от 01.08.2016.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив обращение общества N 325/101-06/10293-7938 от 17.08.2016 в совокупности с иными доказательствами по делу, признал его повторным заявлением о предоставлении государственной услуги, по результатам рассмотрения которого министерству надлежало предоставить один из предусмотренных пунктом 26 Административного регламента результатов в срок, не превышающий пятидесяти рабочих дней.
В то же время апелляционный суд, равно как и суд первой инстанции, указал, что при отсутствии результатов рассмотрения заявления по истечении установленного пунктом 27 Административного регламента срока общество было вправе обратиться в суд с заявлением о признании незаконным бездействия министерства в порядке главы 24 АПК РФ в трехмесячный срок, исчисляемый со дня, когда общество узнало о нарушении своих прав и законных интересов.
С учетом даты повторного обращения общества (17.08.2016) срок рассмотрения заявления о предоставлении государственной услуги по утверждению нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям истек 26.10.2016, следовательно, общество как лицо, заинтересованное в получении результатов испрашиваемой государственной услуги, могло обратиться за защитой своих прав в судебном порядке в период с 27.10.2016 до 27.01.2017 включительно. Поскольку общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия министерства только 21.07.2017, суды двух инстанций пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества в связи с нарушением им установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока при отсутствии ходатайства о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд и не установлении в ходе судебного разбирательства уважительных причин соответствующего пропуска.
Суд кассационной инстанции также отмечает, что общество осуществляло надлежащим образом контроль за результатами осуществления испрашиваемой государственной услуги, о чем свидетельствуют обращения общества с жалобами к министру жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области и прокурору Иркутской области, а также переписка с министерством и ОГКУ "Центр энергосбережения". Вместе с тем, вопреки доводам кассационной жалобы, указанные факты не свидетельствуют о неправомерности выводов судов о пропуске обществом процессуального срока на подачу в арбитражный суд заявления в порядке главы 24 АПК РФ.
Направление министерством письма N 02-57-2764/17 от 21.04.2017 в ответ на обращение общества от 21.03.2017 также не изменяет порядка исчисления вышеуказанного процессуального срока, поскольку письмо общества N 325/101-06/2743 от 21.03.2017, согласно обоснованно установленным судами первой и апелляционной инстанций обстоятельствам, не является новым заявлением о предоставлении государственной услуги, а содержит просьбу направить приказы об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии на 2013, 2015-2017 годы.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов не установлено. Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ.
Поскольку по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 октября 2017 года по делу N А19-14112/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 10 января 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.