город Иркутск |
|
21 декабря 2018 г. |
Дело N А19-8156/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Юшкарёва И.Ю.,
при участии в судебном заседании представителей индивидуального предпринимателя Скворцова Сергея Николаевича Андреева Д.А. (доверенность от 08.02.2017), Печкина А.А. (доверенность от 04.09.2018), Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска Тарасова О.Ю. (доверенность от 13.12.2018 N 505-70-20826/18), Григорьева В.О. (доверенность от 11.12.2018 N 505-70-20704/18),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Скворцова Сергея Николаевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2018 года по делу N А19-8156/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Мусихина Т.Ю.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Сидоренко В.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Скворцов Сергей Николаевич (г. Иркутск, ИНН: 380900217291 ОГРНИП: 304381127400090, далее ндивидуальный предприниматель Скворцов С.Н.) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее - КУМИ г. Иркутска):
- о признании незаконными действий КУМИ г. Иркутска (его должностных лиц) по сносу самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16726 по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, 26, и частично на смежном земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16061 по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. Баррикад,
- в том числе действия: по изданию и размещению на постройках на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16726 по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, 26, и частично на смежном земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16061 по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. Баррикад, уведомления о сносе самовольных построек от 06.04.2018 г. за подписью И.О. начальника управления земельного контроля КУМИ г. Иркутска С.Ф. Брудковской;
- о признании недействительным решения о сносе самовольных построек, изданного в форме распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 25.01.2018 N 504-02-02-112/18 "О сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16726 по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, 26, и частично на смежном земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16061 по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. Баррикад".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2018 года решение суда от 24 июля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Скворцов С.Н. ставит вопрос о проверке законности судебных актов, указывая на несогласие с выводами судов:
- о принятии распоряжения о сносе самовольной постройки уполномоченным органом;
- о правомерности оспариваемых действий КУМИ г. Иркутска и распоряжения как основанных на статье 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- о недоказанности нарушения прав и законных интересов заявителя;
- о законности распоряжения КУМИ г. Иркутска, несмотря на то, что спорный объект частично расположен на участке, принадлежащем заявителю на праве собственности.
Заявитель кассационной жалобы просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу КУМИ г. Иркутска указывает на несостоятельность доводов кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 13.12.2018 представители индивидуального предпринимателя Скворцова С.Н. поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель КУМИ г. Иркутска считает судебные акты законными.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 13 декабря 2018 года до 15 часов 00 минут 20 декабря 2018 года, о чём сделано публичное извещение.
В судебном заседании 20.12.2018 представители индивидуального предпринимателя Скворцова С.Н., КУМИ г. Иркутска подтвердили изложенные позиции.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, распоряжением N 504-02-02-112/18 от 25.01.2018, подписанным заместителем мэра - председателя КУМИ г. Иркутска, со ссылками на статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 56 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 46 Устава г. Иркутска, постановление администрации г. Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-638/7-1 "Об утверждении Положения о порядке сноса самовольных построек на территории города Иркутска", заключение МУП "БТИ г. Иркутска" от 13.12.2017, N 01-17/3371, заключение к акту проверки N 1716/17 от 30.11.2017, акт внеплановой выездной проверки органом муниципального контроля физического лица от 30.11.2017 N 1716/17 указано индивидуальному предпринимателю Скворцову С.Н. снести самовольную постройку согласно схеме расположения объекта и фототаблице (приложение N 1, приложение N 2 к распоряжению), расположенную на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16726 по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, 26, и частично на смежном земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16061 по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, Куйбышевский район, ул. Баррикад объект N 18 - капитальное одноэтажное строение на бетонном основании, стены каркасно-обшивные, крыша металлическая, полы дощатые, окна и двери ПВХ, электроснабжение, площадь застройки составляет 916,7 кв. м., в срок до 19.03.2018 включительно.
В случае неисполнения вышеуказанных требований снос самовольных построек согласно распоряжению будет осуществлен в принудительном порядке.
06.04.2018 указанное распоряжение было размещено на постройках.
Общество оспорило распоряжение и действия КУМИ г. Иркутска в Арбитражном суде Иркутской области.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Предметом оспаривания по настоящему делу является распоряжение заместителя мэра и действия КУМИ г. Иркутска по сносу самовольной постройки - строения площадью 916,7 кв. м, расположенного частично площадью 864,5 кв. м на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16061 по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Баррикад, принадлежащем на праве собственности муниципальному образованию.
Площадью 53,7 кв. м, указанное строение располагается на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16726, по адресу: г. Иркутск, ул. Баррикад, 26, принадлежащем на праве собственности предпринимателю.
Статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (здесь и далее в действовавшей редакции) установлено, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил (пункт 1).
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (пункт 2).
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014, указано, что одним из критериев самовольности постройки в силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации является возведение недвижимого имущества на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.
Таким образом, объект недвижимости признавался самовольной постройкой, если объекты созданы: на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Учитывая, что объект, расположенный на спорных земельных участках, относится к объектам недвижимости, суды посчитали обоснованными ссылки КУМИ г. Иркутска на статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и постановление администрации г. Иркутска N 031-06-638/7-1 от 30.06.2017 "Об утверждении Положения о порядке сноса самовольных построек на территории города Иркутска".
Также материалами дела установлено и не оспорено заявителем, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000018:16061, расположенный по адресу: Иркутская область, г. Иркутск, ул. Баррикад, имеет вид разрешенного использования под автомобильную дорогу, временные сооружения и сети инженерно-технического обеспечения, относится к землям населенных пунктов, собственник - муниципальное образование г. Иркутск.
Материалами дела подтверждено, что используемое предпринимателем строение является недвижимым и частично расположено на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16061, занимая 864,5 кв. м его площади, не принадлежащем данному лицу ни на каком праве, предназначенном для размещения автомобильной дороги общего пользования, временных сооружений и сети инженерно-технического обеспечения, и частично расположено на земельном участке с кадастровым номером 38:36:000018:16726, принадлежащем предпринимателю на праве собственности, занимая при этом 53,7 кв. м данного участка.
С учётом выше установленных фактических обстоятельств суды двух инстанций по результатам оценки имеющихся в деле доказательств в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к выводам о том, что самовольная постройка, подлежащая сносу в соответствии с оспариваемым распоряжением, построена с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации, так как ее строительство осуществлено без получения разрешения на строительство, на земельном участке, не отведенном для целей строительства и в границах территории общего пользования.
Пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В течение семи дней со дня принятия решения о сносе самовольной постройки орган местного самоуправления, принявший такое решение, направляет лицу, осуществившему самовольную постройку, копию данного решения, содержащего срок для сноса самовольной постройки, который устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять более чем 12 месяцев.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, орган местного самоуправления, принявший решение о сносе самовольной постройки, в течение семи дней со дня принятия такого решения обязан:
- обеспечить опубликование в порядке, установленном уставом городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки;
- обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки (пункт 4).
- обеспечить размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
В случае, если лицо, осуществившее самовольную постройку, не было выявлено, снос самовольной постройки может быть организован органом, принявшим соответствующее решение, не ранее чем по истечении двух месяцев после дня размещения на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе такой постройки.
Постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-638/7-1 "Об утверждении Положения о порядке сноса самовольных построек на территории города Иркутска" установлено, что в случае установления факта создания или возведения самовольной постройки на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, за исключением самовольных построек, относящихся в соответствии с федеральным законом к имуществу религиозного назначения, а также предназначенных для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующих с ним единый монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, комитетом в течение трех рабочих дней со дня получения ответов на запросы, указанные в пункте 8 настоящего Положения, либо по истечении месячного срока со дня направления запроса, предусмотренного подпунктом 4 пункта 8 настоящего Положения, и непоступления ответа на такой запрос подготавливается проект распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска о сносе самовольной постройки (далее - распоряжение о сносе самовольной постройки) (пункт 21).
В случае наличия сведений о лице, осуществившем создание (возведение) самовольной постройки, в распоряжении о сносе самовольной постройки в зависимости от параметров объекта указывается срок для сноса самовольной постройки в соответствии с Приложением N 1 к настоящему Положению.
В течение семи дней со дня принятия распоряжения о сносе самовольной постройки комитет направляет лицу, осуществившему создание (возведение) самовольной постройки, копию такого распоряжения.
В течение одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока для сноса самовольной постройки, установленного в распоряжении о сносе самовольной постройки, комитетом осуществляется осмотр земельного участка с целью установления факта сноса самовольной постройки. По результатам осмотра составляется соответствующий акт (пункт 22).
Как установили суды, оспариваемые действия КУМИ г. Иркутска совершены в соответствии с требованиями статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и Положением о порядке сноса самовольных построек, а распоряжение принято в соответствии с приведёнными нормами права уполномоченным на то лицом.
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводами судов относительно полномочий заместителя мэра - председателя КУМИ г. Иркутска, считая, что решение о сносе самовольных построек в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимается исключительно органом местного самоуправления. К таким органам заявитель в соответствии с Уставом г. Иркутска относит главу г. Иркутска, мэра г. Иркутска, Думу г. Иркутска, администрацию г. Иркутска, Контрольно-счётную палату г. Иркутска.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут.
Действительно, исходя из положений пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, если земельный участок не предоставлен в установленном порядке для создания или возведения постройки на этом земельном участке, расположенном на территории общего пользования (в данном случае - это территория общего пользования, так как предназначена для размещения автомобильной дороги общего пользования), то решение о сносе самовольной постройки принимается органами местного самоуправления городского округа.
Как признали суды, пунктом 1 решения Думы г. Иркутска от 25.12.2015 N 006-20-160257/5 "О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска" установлено, что КУМИ г. Иркутска - это структурное подразделение (орган) администрации города Иркутска с правами юридического лица в форме муниципального казенного учреждения.
В соответствии с пунктами 1.1., 1.2., 6.1. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденного названным решением, комитет является функциональным структурным подразделением администрации города Иркутска, осуществляющим полномочия в сфере имущественных и земельных отношений.
Комитет возглавляет заместитель мэра - председатель КУМИ г. Иркутска.
Согласно пункту 6.6 Положения о комитете председатель комитета издает в пределах установленной компетенции обязательные для исполнения на территории города Иркутска распоряжения и контролирует их исполнение.
Постановлением администрации г. Иркутска от 30.06.2017 N 031-06-638/7-1 "Об утверждении Положения о порядке сноса самовольных построек на территории города Иркутска" установлено, что КУМИ г. Иркутска осуществляет выявление объектов, обладающих признаками самовольной постройки, в том числе посредством проведения постоянного мониторинга территории г. Иркутска, а также посредством межведомственного информационного взаимодействия с органами государственной власти и подведомственными им организациями, взаимодействия со структурными подразделениями администрации г. Иркутска, а также посредством рассмотрения поступающих мотивированных обращений физических и юридических лиц, в том числе с использованием доступных информационных систем и ресурсов (пункт 5).
С учётом изложенного, суды верно посчитали, что КУМИ г. Иркутска в лице его руководителя принимает решение о сносе самовольной постройки, возведённой на земельном участке, принадлежащем муниципальному образованию и относящемуся к территории общего пользования.
При таких условиях и учитывая, что именно КУМИ г. Иркутска как муниципальное казённое учреждение в силу пункта 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечивает реализацию полномочий органов местного самоуправления г. Иркутска в рассматриваемой сфере, суды верно признали КУМИ г. Иркутска в лице его руководителя уполномоченным органом.
Не могут быть учтены и доводы заявителя кассационной жалобы о необоснованности выводов судов об объекте сноса, как объекте недвижимости; заявитель считает, что суды неправильно применили положения статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не назначив для решения вопросов о характеристиках спорного объекта экспертизу. По мнению заявителя, суд апелляционной инстанции самостоятельно сделал выводы в области технических знаний в отсутствие таковых у суда.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут.
Суд апелляционной инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, пришел к мотивированному выводу о том, что спорный объект относится к объектам недвижимости, представляет собой объект капитального строения - сооружение, представляющее собой объемную, плоскостную строительную систему, имеющую наземную, надземную части, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций и предназначенное для выполнения производственных процессов различного вида, в том числе, торгового и складского характера.
Данный объект имеет самостоятельное хозяйственное значение, обладая при этом признаком объекта недвижимости, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно в связи с влиянием демонтажа на его прочность, долговечность, связи с землей и целостность фундамента как составную часть объекта.
У суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют основания для переоценки данного вывода судов. Иное заявителем, как лицом, полагающим его права нарушенными, судам не подтверждено.
Не проведение экспертизы, вопреки утверждениям заявителя кассационной жалобы, в рассматриваемых обстоятельствах не является нарушением требований статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 82 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле. В случае, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором либо необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства либо если необходимо проведение дополнительной или повторной экспертизы, арбитражный суд может назначить экспертизу по своей инициативе.
Суд апелляционной инстанции верно указал, что вопрос отнесения рассматриваемого объекта к объекту недвижимости находится в юридической компетенции суда, имеющего сведения об оцениваемом объекте.
С целью оценки объекта, подлежащего сносу, суд апелляционной инстанции оценивал: заключение, данное БТИ г. Иркутска от 13.12.2017, муниципальный контракт от 11.04.2018, заключение строительно-технической экспертизы N 35-18-СЭ от 28.09.2018, представленное предпринимателем в суд апелляционной инстанции и приобщенное в материалы дела, и заключение кадастрового инженера от 02.10.2018, представленное в материалы дела Комитетом в суд апелляционной инстанции и приобщенное в материалы дела с согласия сторон.
Доводы заявителя кассационной жалобы о наличии у него прав, которые могут быть нарушены оспариваемыми действиями и распоряжением, а также о нахождении части спорного самовольно возведённого объекта также и на земельном участке, принадлежащем индивидуальному предпринимателю Скорцову С.Н., проверены и признаны направленными исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июля 2018 года по делу N А19-8156/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 09 октября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.