город Иркутск |
|
26 декабря 2018 г. |
Дело N А19-17525/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей администрации г. Иркутска Новолодской Е.А. (доверенность от 09.01.2018), Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области Иванова С.В. (доверенность от 09.02.2018 N 895-10-11),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2018 года по делу N А19-17525/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
администрация г. Иркутска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - Управление) о признании незаконным предписания N 1/1/1 от 11.04.2017 в части пунктов 1 - 8, 10, 12 - 14.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2018 года решение суда от 11 июля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация ставит вопрос о проверке законности судебных актов в части выводов о законности пунктов 1-6, 14 предписания; указывает на неправильное применение судами при постановке данных выводов норм материального права, которые, по мнению заявителя, не подтверждают обязанности администрации по созданию противопожарных расстояний в отношении уже построенных и существующих объектов. Заявитель также ссылается на невыполнимость пунктов 1-6 предписания; применительно к пункту 14 предписания указывает на отсутствие норм права, требующих, чтобы сигналы оповещения о пожаре доводились до всего населения г. Иркутска только посредством местной системы оповещения; просит в обжалуемой части судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 27.11.2018 представитель администрации г. Иркутска поддержала доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления считает доводы кассационной жалобы необоснованными.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2018 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 20 декабря 2018 года. После отложения стороны не принимали участия в судебном заседании.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 20 марта по 11 апреля 2017 года в отношении администрации г. Иркутска на основании распоряжения заместителя главного государственного инспектора Иркутской области по пожарному надзору от 10.03.2017 N 1 проведена плановая выездная проверка по контролю соблюдения обязательных требований, норм и правил в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на основании исполнения ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления на 2017 год.
Как следует из акта проверки N 1 от 11.04.2017, в результате надзорных мероприятий Управлением выявлен ряд допущенных администрацией г. Иркутска нарушений установленных требований и мероприятий в области пожарной безопасности, в целях устранениях которых заместителем главного государственного инспектора г. Иркутска по пожарному надзору администрации выдано предписание N 1/1/1 от 11.04.2017.
Администрация г. Иркутска оспорила предписание в части в Арбитражном суде Иркутской области.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций исходили из того, что администрация обязана принимать меры по исполнению требований пожарной безопасности.
Администрация в кассационной жалобе оспаривает выводы судов, касающиеся пунктов 1-6 предписания.
Согласно пунктам 1-6 предписания администрацией не созданы противопожарные расстояния 50 метров и более от границ застройки до лесных насаждений по адресу:
- г. Иркутск, новый посёлок Плишкино (пункт 1);
- г. Иркутск, отделение дневного пребывая ОГАУСО КЦ СОН (пункт 2);
- г. Иркутск, ул. Карпинская, 96 (пункт 3;
- г. Иркутск, садоводство вдоль кладбища "Радищево" (4 пункт);
- г. Иркутск, вокруг п. (микрорайона) Искра (пункт 5);
- г. Иркутск, вокруг микрорайона "Лесной".
Как установлено частью 2 статьи 69 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), противопожарные расстояния должны обеспечивать нераспространение пожара: от лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) до зданий и сооружений, расположенных: вне территорий лесничеств (лесопарков); на территориях лесничеств (лесопарков); от лесных насаждений вне лесничеств (лесопарков) до зданий и сооружений.
Пунктом 4.14 СП 04.13130.2013 установлено, что противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) должны быть не менее 50 м, а от границ застройки городских и сельских поселений с одно, двухэтажной индивидуальной застройкой, а также от домов и хозяйственных построек на территории садовых, дачных и приусадебных земельных участков до лесных насаждений в лесничествах (лесопарках) - не менее 30 м.
В соответствии с пунктом 78 Правил противопожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, на объектах защиты, граничащих с лесничествами (лесопарками), а также расположенных в районах с торфяными почвами, необходимо предусматривать создание защитных противопожарных минерализованных полос, удаление (сбор) в летний период сухой растительности или другие мероприятия, предупреждающие распространение огня при природных пожарах.
Администрация в судах первой и апелляционной инстанций в качестве единственного основания для признания незаконными пунктов 1-6 предписания указывала на то, что Свод Правил 04.13130.2013, на которые ссылалось Управление, не распространяется на объекты, запроектированные до ввода в действие данных Правил. Не принимая данные доводы, суды правомерно учли следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Частью 3 статьи 4 Технического регламента определено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Перечень таких нормативных документов установлен приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16.04.2014 N 474 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Кроме того, перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержден Приказом МЧС России N 171 от 14.04.2017
Таким образом, приведёнными выше правовыми актами установлено, что требования пожарной безопасности применимы и для защиты объектов, запроектированных и построенных после вступления в силу Свода Правил 04.13130.2013.
Доводы кассационной жалобы о том, что пункты 1-6 предписания не предполагают для администрации возможности выбора между созданием противопожарных минерализованных полос и противопожарными разрывами, обязывают создавать именно разрывы, ранее администрацией не заявлялись. Кроме того, не соответствуют требованиям части 2 статьи 69 Технического регламента в связи с выявлением Управлением фактов примыкания границ застройки г. Иркутска к лесному массиву.
Доводы кассационной жалобы со ссылкой на необоснованность требований о расстоянии от застройки на территории садоводческих объединений до лесных массивов не менее 30 метров, так как СНиП 30-02-97 устанавливает расстояние не менее 15 метров, проверены и признаны направленными на переоценку выводов судов, правильно применивших к отношениям по обеспечению пожарной безопасности требований Технического регламента.
Ссылки на неисполнимость пунктов 1-6 предписания противоречат выводам судов о частичном их исполнении администрацией; кроме того, администрация ранее указанные доводы не заявляла и не обосновала отсутствие у неё соответствующих полномочий как у органа местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации".
Согласно пункту 10 части 1 статьи 16 приведённого закона к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.
Полномочиями администрации и её органов являются, в частности: включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территории города Иркутска; контроль за соблюдением требований к противопожарным разрывам при планировании территории города Иркутска; реализация требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" при обеспечении градостроительной деятельности (пункты 4.1, 4.2, 4.3 Положения об обеспечении первичных мер пожарной безопасности на территории г. Иркутска, утверждённого постановлением администрации г. Иркутска от 17.07.2013 N 031-06-1728/13).
Пунктом 14 оспариваемого предписания установлено, что в ходе проводимой проверки при контроле вопроса организации оповещения населения о пожаре согласно актам апробации местной системы оповещения от 24.03.2017 N N 1, 2, 3, 4, 5, оконечные устройства системы оповещения, расположенные в п. Вересовка, микрорайоне Юбилейный возле дома N 8А, перекресток ул. Фрунзе и ул. Шевцова, ул. Розы Люксембург возле дома N 291, бульвар Рябикова возле дома N 10Б, не доводят информацию (сигнал "Внимание всем!" и речевую информацию) до населения, проживающего в этих районах, что не позволяет своевременно информировать население о пожаре.
Суды, понимая под объектом защиты в данном случае территорию г. Иркутска, указали, что согласно требованиям статьи 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и части 7 статьи 63 Технического регламента, организация оповещения населения о пожаре отнесена к полномочиям органа местного самоуправления.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 84 Технического регламента в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации.
В кассационной жалобе администрация ссылается на то, что нормы права не требуют, чтобы сигналы оповещения о пожаре доводились до всего населения г. Иркутска только посредством системы оповещения; администрация реализовала механизм оповещения населения; именно доступность для населения г. Иркутска сигнала оповещения через оконечные устройства аппаратуры оповещения была предметом проведённой проверки.
Действительно, последнее обстоятельство как предмет проверки согласно пункту 14 предписания было отражено как не достигающее цели: указаны конкретные объекты и адреса, до которых не доводится информация. Следовательно, пункт 14 предписания не содержится запрет использовать и иные сигналы оповещения, как ошибочно считает заявитель.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2018 года по делу N А19-17525/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2018 года по делу N А19-17525/2017, постановления Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2018 года по тому же делу, принятые определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 октября 2018 года, отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.