город Иркутск |
|
17 апреля 2018 г. |
Дело N А19-13012/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А. Н.,
судей: Загвоздина В. Д., Шелега Д. И.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" - Забелиной В. Н. (доверенность от 12.01.2018),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2017 года по делу N А19-13012/2017 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Сидоренко В. А., Басаев Д. В., Каминский В. Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (ОГРН 1053801111803; ИНН 3801078371; г. Ангарск Иркутской области; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - служба) N 914/17 от 17.05.2017 об устранении нарушений лицензионных требований.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2017 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2017 года решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 сентября 2017 года отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции неверно применены нормы жилищного законодательства и законодательства, регулирующего порядок начисления платы за содержание жилого помещения, в состав которой с 01.01.2017 включена плата за коммунальные ресурсы, предоставленные для содержания общего имущества многоквартирного дома; на субъекты Российской Федерации законодателем возложена обязанность до 01.06.2017 установить нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды; в переходный период с 01.01.2017 до 01.06.2017 размер расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества исчисляется на основе нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016, и не может превышать указанные нормативы; обществом плата за потребленные на содержание общего имущества коммунальные ресурсы (горячую и холодную воду, электроэнергию) правомерно исчислялась в размерах, равных действующим в переходный период нормативам; службой не представлено доказательств исчисления обществом платы в неверном размере; вменяемых службой нарушений жилищного законодательства обществом не допущено.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить ее без удовлетворения, обжалуемое постановление - без изменения.
Присутствующий в судебном заседании представитель общества поддержала правовую позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Служба о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в её отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение им норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 17.05.2017 в соответствии с распоряжением N 914/17 от 12.04.2017 должностным лицом службы в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка с целью осуществления лицензионного контроля и проверки информации, содержащейся в обращении жителей многоквартирного дома (далее - МКД) по адресу: г. Ангарск, 18-й микрорайон, д. 7 (вх. N 86-38-05702/17 от 16.03.2017).
Службой установлено, что общество выполняло начисление платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, по нормативам потребления коммунальных услуг, то есть без учета показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, чем нарушены часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункт 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации 06.05.2011 N 354) (далее - Правила N 354). Результаты надзорных мероприятий отражены в акте проверки N 914/17 от 17.05.2017.
По итогам проведенной проверки службой обществу выдано предписание N 914/17 от 17.05.2017, в котором предложено в срок до 03.07.2017 устранить выявленные нарушения, выполнить с 01.01.2017 начисление платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ, пунктом 44 Правил N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в арбитражном суде.
Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что общество при определении размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в период времени, когда указанная плата входила в состав платы за содержание жилого помещения и не относилась к плате за коммунальные услуги, правомерно исходила из положений соответствующих норм жилищного законодательства и применяла установленные нормативы потребления, в связи с чем основания для применения при начислении платы за указанные коммунальные ресурсы положений пункта 44 Правил N 354 отсутствовали. На основании указанных выводов суд удовлетворил требование общества.
Отменяя решение суда первой инстанции, Четвёртый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что при наличии в МКД общедомовых приборов учета расчет платы за коммунальные ресурсы, потребленные на содержание общего имущества такого дома, должен осуществляться, в том числе с учетом фактического объема коммунальных ресурсов, предоставленных за расчетный период.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании предписания может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 9.2 статьи 156 ЖК РФ).
Вышеуказанные положения о включении в состав платы за содержание жилого помещения, в том числе расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, подлежат применению с 1 января 2017 года (часть 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 176-ФЗ)).
Согласно части 10 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" (далее - Постановление N 1498) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом положений настоящего постановления (пункт 2). До утверждения нормативов потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, но не позднее 1 июня 2017 г., при расчете размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, применяются установленные субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 3).
Порядок определения расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме регламентирован Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354) (далее - Правила N 354) и Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491) (далее - Правила N 491).
Из положений пункта 29 Правил N 491 следует, что при первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 г. При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пунктам 40, 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Службой установлено, что общество в проверяемый период выполняло начисление платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в МКД, исключительно по нормативам потребления коммунальных услуг без учета показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд признал указанное обстоятельство нарушением жилищного законодательства и руководствуясь вышеприведенными нормами права, принимая во внимание толкование переходных положений, изложенное в письме Минстроя России от 14.02.2017 N 4275-АЧ/04, правильно указал, что если многоквартирный дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета, включение расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав платы за содержание жилого помещения может быть осуществлено в размере ниже норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, исходя из фактического объема потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды.
Иной порядок определения размера платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, противоречит Правилам N 354 и создает угрозу нарушения прав и законных интересов собственников жилых помещений в МКД.
При таких обстоятельствах апелляционным судом обоснованно отказано в удовлетворении требований общества о признании недействительным предписания службы N 914/17 от 17.05.2017.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы суда апелляционной инстанции по данному делу основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, что не является основанием для отмены судебного акта.
Иных предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебного акта по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено, вследствие чего постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 20 декабря 2017 года по делу N А19-13012/2017 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.