город Иркутск |
|
16 января 2019 г. |
Дело N А19-23099/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищные Системы" Астафьевой К.С. (доверенность от 20.07.2018 N 05),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищные Системы" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2018 года по делу N А19-23099/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куклина Л.А.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Каминский В.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищные системы" (г. Иркутск, ИНН: 3808185799, ОГРН: 1083808014399, далее - общество, ООО "УК "Жилищные системы") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - Служба) с заявлением о признании незаконным решения от 19.06.2017 об исключении из реестра многоквартирного дома N 233/8 по улице Баумана в г. Иркутске, в отношении которого ООО "УК "Жилищные системы" прекращает деятельность по управлению, и внесении в реестр сведений о многоквартирном доме N 233/8 по улице Баумана в г. Иркутске, в отношении которого общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Макском" (далее - ООО "УК "Макском") приступает к осуществлению деятельности по управлению.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "Макском".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2018 года в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2018 года решение суда от 17 апреля 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "УК "Жилищные системы" ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права - части 4 статьи 20, статей 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации; указывает на то, что были грубо нарушены порядок смены управляющей компании, а также права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО УК "Жилищные системы" поддержала доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанции норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД) N 233/8 по улице Баумана в г. Иркутске, оформленным протоколом от 01.07.2016, расторгнут договор с управляющей организацией - ООО "УК "Макском"; выбрана управляющая компания - ООО "УК "Жилищные системы".
05.07.2016 между собственниками помещений МКД N 233/8 по улице Баумана в г. Иркутске и ООО "УК "Жилищные системы" заключен договор управления МКД.
ООО "УК "Жилищные системы" приступило к обслуживанию МКД согласно условиям договора, заключенного с собственниками МКД, с 01.08.2016.
08.09.2016 Службой принято решение о внесении в реестр МКД, находящихся в управлении ООО "УК "Жилищные системы", сведений о МКД N 233/8, расположенном по улице Баумана в г. Иркутске.
20.04.2017 ООО "УК "Макском" обратилось в Службу с заявлением о внесении изменений в реестр многоквартирных домов.
По результатам рассмотрении данного заявления, Службой принято решение об исключении из реестра МКД N 233/8 по улице Баумана в г. Иркутске, в отношении которого ООО "УК "Жилищные системы" прекращает деятельность по управлению, и внесении в реестр сведений о многоквартирном доме N 233/8 по улице Баумана в городе Иркутске, в отношении которого ООО "УК "Макском" приступает к осуществлению деятельности по управлению.
ООО "УК "Жилищные системы" оспорило в Арбитражном суде Иркутской области данное решение.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Частью 1 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестрах.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства N 938/пр от 25.12.2015 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка (в действовавшей редакции) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копию договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пункту 3 Порядка к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются следующие документы: копия протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении договора управления с лицензиатом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления с лицензиатом в случае проведения такого собрания; копия протокола конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в соответствии с которым лицензиат определен победителем конкурса, в случае проведения указанного конкурса; копия договора управления, заключенного лицензиатом с собственниками помещений в многоквартирном доме, а в случае выбора лицензиата управляющей организацией по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом - копия договора управления, подписанного заявителем; копия акта приема-передачи технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, лицу, принявшему на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, в случае, если лицензиат подает заявление об исключении многоквартирного дома из реестра; документ, подтверждающий полномочия представителя лицензиата (в случае, если от имени лицензиата обращается его уполномоченный представитель), оформленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата).
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка; достоверности сведений, содержащихся в заявлении; отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям; отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении; выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 упомянутого Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; о приостановлении рассмотрения заявления.
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Поярдка; отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка (пункт 9).
Суды двух инстанций по заявлению общества, как лицензиата, сведения о котором были исключены из реестра, обоснованно проверили вопрос о соблюдении Службой порядка внесения изменений в реестр по заявлению ООО "УК "Макском", установив при этом следующее.
20.04.2017 в Службу обратилось ООО "УК "Макском" с заявлением о внесении изменений в реестр многоквартирных домов N 233/8 по улице Баумана в г. Иркутске, в отношении которого общество приступает к осуществлению деятельности по управлению.
При проверке Службой указанного заявления о внесении изменений в реестр и приложенных к нему документов установлено, что они соответствуют положениям, установленным пунктами 2 и 3 Порядка, то есть требования подпункта "а" пункта 5 Порядка соблюдены. Также Службой установлено, что сведения, содержащиеся в представленном заявлении, достоверны, что свидетельствует о соблюдении требований подпункта "б" пункта 5 Порядка.
Однако, Службой было выявлено, что имелись противоречия сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре МКД, а именно: МКД N 233/8 по улице Баумана в г. Иркутске внесен в реестр МКД, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "УК "Жилищные системы"; последнему был направлен соответствующий запрос.
Поскольку почтовое отправление (запрос) обществом получено не было, суды исследовали вопрос о том, может ли оно считаться доставленным, а Служба - выполнившей свою обязанность по проверке противоречивых сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре сведениям.
В этой связи суды верно, исходя из положений части 3 статьи 54, статьи 165 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61, посчитали, что сообщение считается доставленным.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления с почтовым идентификатором N 66402711028858 вышеуказанный запрос принят в отделение связи 05.05.2017. По состоянию на 20.06.2017 почтовое отправление, содержащее указанный запрос, обществом не получено, однако, общество обязано было обеспечить получение данного юридически значимого сообщения.
Кроме того, ООО "УК "Макском" были соблюдены и иные требования Порядка, в том числе подпункта "г" пункта 5 Приказа, так как заявление в Службу о внесении изменений в реестр МКД ООО "УК "Макском" подано на основании решения собственников МКД 233/8 по улице Баумана в городе Иркутске о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Макском", оформленное протоколом от 06.04.2017.
ООО "УК "Макском" выполнено требование о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации (www.dom.gosuslugi.ru), то есть требования подпункта "д" пункта 5 Приказа N 938/пр соблюдены.
С учётом изложенного, суды пришли к мотивированным выводам о том, что оспариваемое решение Службы соответствует законодательству и не нарушает права и охраняемые законом интересы общества.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о неправильном применении судами положений статей 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, как указывает заявитель кассационной жалобы, а направлены на переоценку выводов судов по вопросам соблюдения Службой действующего порядка внесения изменений в реестр по заявлению ООО "УК "Макском".
В кассационной жалобе указывается на то, что, направив в адрес ООО "УК "Жилищные системы" письмо о представлении дополнительных сведений и документов, необходимых для рассмотрения заявления общества о внесении изменений в реестр лицензий, Служба по факту инициировала проверку правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; у Службы отсутствовала информация о прекращении и расторжении договора управления, заключённого с ООО "УК "Жилищные системы", следовательно, и основания для исключения из реестра лицензий сведений об управлении ООО "УК "Жилищные системы" спорным многоквартирным домом.
Названные доводы проверены, однако, учтены быть не могут.
Так, суды установили, что заявление в Службу о внесении изменений в реестр МКД ООО "УК "Макском" подано на основании решения собственников МКД N 233/8 по улице Баумана в г. Иркутске о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Макском", оформленного протоколом от 06.04.2017.
Иных протоколов общих собраний собственников по вопросу выбора управляющей организации, осуществляющей деятельность по управлению данным многоквартирным домом, в Службу не поступало.
Сведений об оспаривании в судебном порядке протокола от 06.04.2017 общего собрания собственников помещений МКД N 233/8 о выборе в качестве управляющей организации ООО "УК "Макском" в Службу также не поступало и, как было установлено, у суда такие сведения отсутствуют.
Поскольку Служба сделала правильный вывод об исполнении ООО "УК "Макском" всех требований, предусмотренных Порядком, то руководствуясь положениями пункта 8 Порядка ею было принято решение об исключении из реестра МКД N 233/8 по улице Баумана в г. Иркутске, в отношении которого ООО "УК "Жилищные системы" прекращает деятельность по управлению, и внесении в реестр сведений о МКД N 233/8, в отношении которого ООО "УК "Макском" приступает к осуществлению деятельности по управлению.
Согласно пункту 8 Порядка решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка
В этой связи доводы кассационной жалобы о грубом нарушении порядка смены управляющей компанией не нашли подтверждения в материалах дела; отсутствие у Службы информации о прекращении или расторжении договора управления с ООО "УК "Жилищные системы" не препятствовало Службе при принятии оспариваемого решения исходить из того пакета документов, который был представлен ООО "УК "Макском" и соответствовал требованиям пункта 3 Порядка, в том числе, договора управления с ООО "УК "Макском".
Кроме того, Службой соблюдения требования пункта 15 Порядка.
Согласно пункту 15 названного Порядка при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора: в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов; в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого заявителя, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих заявителей; в случае поступления в орган государственного жилищного надзора заявления о внесении изменений в реестр в связи с заключением договора управления многоквартирным домом или изменением способа управления многоквартирным домом при отсутствии заявления о прекращении, расторжении договора управления данным многоквартирным домом от иного заявителя, проводит проверку полученного заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
В силу пункта 17 Порядка по результатам рассмотрения материалов, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора принимает в отношении каждого заявителя соответствующее решение из предусмотренных подпунктами "а" и "б" пункта 7 настоящего Порядка.
Поскольку заявителем кассационной жалобы не была представлена истребованная Службой информация (ввиду неполучения запроса обществом), у Службы также не имелось оснований для отказа во внесении изменений в реестр применительно к подпункту "б" пункта 9 Порядка.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 17 апреля 2018 года по делу N А19-23099/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12 сентября 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о неправильном применении судами положений статей 162, 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, как указывает заявитель кассационной жалобы, а направлены на переоценку выводов судов по вопросам соблюдения Службой действующего порядка внесения изменений в реестр по заявлению ООО "УК "Макском".
В кассационной жалобе указывается на то, что, направив в адрес ООО "УК "Жилищные системы" письмо о представлении дополнительных сведений и документов, необходимых для рассмотрения заявления общества о внесении изменений в реестр лицензий, Служба по факту инициировала проверку правомерности принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьёй 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; у Службы отсутствовала информация о прекращении и расторжении договора управления, заключённого с ООО "УК "Жилищные системы", следовательно, и основания для исключения из реестра лицензий сведений об управлении ООО "УК "Жилищные системы" спорным многоквартирным домом."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 января 2019 г. N Ф02-5692/18 по делу N А19-23099/2017
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5692/18
16.10.2018 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5412/18
12.09.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2873/18
21.05.2018 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2873/18
17.04.2018 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-23099/17