город Иркутск |
|
16 января 2019 г. |
Дело N А33-7654/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Кадниковой Л.А., Новогородского И.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонного) на решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2018 года по делу N А33-7654/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Данекина Л.А., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),
установил:
краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Ачинский торгово-экономический техникум" (ИНН 2443006372, ОГРН 1022401161496, далее - образовательное учреждение, техникум, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в соответствии с положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (далее - Пенсионный фонд, фонд) о признании недействительным решения от 12.03.2018 N 205S19180003066 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 97 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2018 года, заявленное требование удовлетворено. Решение от 12.03.2018 N 205S19180003066 признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Не согласившись с принятыми судебными актами и полагая их принятыми с нарушением норм материального права, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что избранная фондом квалификация правонарушения является верной, срок предоставления дополняющей формы отчетности установлен законодательно, в рассматриваемом случае такая форма должна была быть представлена страхователем до 10.06.2016.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены в порядке, установленном статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичные извещения - т.1 л.д.3-4, информация о рассмотрении жалобы в установленном порядке размещена в сети "Интернет" на сайтах fasvso.arbitr.ru, kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 06.06.2016 образовательным учреждением представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года.
Пенсионным фондом в ходе проверки достоверности, полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по телекоммуникационным каналам связи в адрес техникума направлено письмо от 25.11.2016 об устранении имеющихся расхождений между отчетностью по формам РСВ-1 и СЗВ-М за период апрель-июнь 2016 года.
28.11.2016 страхователь представил необходимые сведения в дополняющей форме СЗВ-М за май 2016 года.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, по результатам которой выявлено нарушение образовательным учреждением законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в представлении неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М за май 2016 года в отношении 204 застрахованных лиц.
По результатам проверки составлен акт от 22.01.2018 N 205S18180000781, которым зафиксировано нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и принято решение от 12.03.2018 N 205S19180003066 о привлечении техникума к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за представлении неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М в виде штрафа в размере 102 000 рублей.
Полагая, что вышеуказанное решение нарушает права и законные интересы образовательного учреждения в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 97 000 рублей, страхователь обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что фонд не доказал наличие в действиях техникума состава правонарушения, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2016 года.
Также суды пришли к выводу о том, что в настоящем споре квалификация правонарушения, определенная фондом, ошибочна, поскольку в рассматриваемом споре имело место непредставление страхователем сведений о застрахованных лицах в установленный срок.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений, установлены в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого выявлено пенсионным фондом, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (с 01.01.2017 - не позднее 15-го числа), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с действовавшей до 18.02.2017 Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н (далее - Инструкция N 987н) и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 указанной Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендовал не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил ошибки, обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Официальная позиция Пенсионного фонда Российской Федерации ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Кроме того, действовавшая на дату принятия решения о привлечении к ответственности Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), в пункте 39 предусматривает, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Судами установлено и следует из материалов дела, что первоначальные сведения, представленные техникумом по форме СЗВ-М за май 2016 года, направлены 06.06.2016, то есть в установленный срок.
Уведомление Пенсионного фонда о выявленных расхождениях в отчетности по разным формам датировано 25.11.2016 и получено страхователем (т.1 л.д.45, 46). Дополняющая форма СЗВ-М за тот же отчетный период направлена 28.11.2016, то есть в пределах установленного срока на представление уточненных (исправленных) сведений.
Данное нарушение квалифицировано органом Пенсионного фонда при привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ как представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
В связи с изложенным, суды правильно применили указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, Инструкций N 987н, N 766н и с учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенных в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений. При этом срок представления дополнительных сведений по инициативе страхователя до обнаружения органом Пенсионного фонда факта представления неполных (недостоверных) сведений, законодательно не определен, а срок представления дополняющей формы при его исчислении с даты получения уведомления от 25.11.2016 техникумом не нарушен.
Следовательно, суды имели правовые основания для удовлетворения требований страхователя.
Вместе с тем, в резолютивной части решения суда первой инстанции решение фонда признано недействительным в полном объеме, то есть в отношении привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 102 000 рублей, в том время как техникумом были заявлены требования об оспаривании штрафа только в части 97 000 рублей. При этом в мотивировочной части решения суда указано на признание решения от 12.03.2018 N 205S19180003066 недействительным только в отношении суммы 97 000 рублей, что соответствует принятому судом заявлению об уточнении требований (т.1 л.д.17) и письменным пояснениям техникума об оспариваемой сумме штрафа (т.1 л.д.199).
Таким образом, в настоящем деле суд первой инстанций вышел за пределы заявленных требований, что в рассматриваемом случае законом не предусмотрено, является нарушением части 1 статьи 49, части 5 статьи 170, части 1 статьи 197, части 2, пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и привело к принятию неправильного решения.
Данное нарушение судом апелляционной инстанции при проверке правильности применения норм процессуального права не устранено, при этом все обстоятельства, необходимые для правильного рассмотрения спора, судами установлены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не имеется.
При таких обстоятельствах на основании пункта 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые судебные акты подлежат изменению путем изложения резолютивной части решения суда первой инстанции в соответствии с заявленными страхователем требованиями. В остальной части обжалуемые судебные акты изменению или отмене не подлежат.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2018 года по делу N А33-7654/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 сентября 2018 года по тому же делу изменить, изложив второй абзац резолютивной части решения Арбитражного суда Красноярского края от 26 июня 2018 года по настоящему делу в следующей редакции:
"Признать незаконным решение государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ачинске Красноярского края (межрайонного) от 12.03.2018 N 205S19180003066 в части привлечения к ответственности в виде штрафа в размере 97 000 рублей как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
В остальной части обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уведомление Пенсионного фонда о выявленных расхождениях в отчетности по разным формам датировано 25.11.2016 и получено страхователем (т.1 л.д.45, 46). Дополняющая форма СЗВ-М за тот же отчетный период направлена 28.11.2016, то есть в пределах установленного срока на представление уточненных (исправленных) сведений.
Данное нарушение квалифицировано органом Пенсионного фонда при привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ как представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
В связи с изложенным, суды правильно применили указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, Инструкций N 987н, N 766н и с учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенных в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений. При этом срок представления дополнительных сведений по инициативе страхователя до обнаружения органом Пенсионного фонда факта представления неполных (недостоверных) сведений, законодательно не определен, а срок представления дополняющей формы при его исчислении с даты получения уведомления от 25.11.2016 техникумом не нарушен."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 января 2019 г. N Ф02-6326/18 по делу N А33-7654/2018
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6326/18
19.09.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4441/18
26.06.2018 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7654/18
30.03.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-7654/18