город Иркутск |
|
25 апреля 2018 г. |
Дело N А19-15953/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Юшкарёва И.Ю.,
при участии в судебном заседании главы крестьянского (фермерского) хозяйства Харлова Александра Андреевича (паспорт); представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае - Вегера А. А. (доверенность N 5-38/4685 от 23.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2017 года по делу N А19-15953/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Мусихина Т. Ю., суд апелляционной инстанции: Басаев Д. В., Желтоухов Е.В., Каминский В. Л.),
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Харлов Александр Андреевич (ОГРНИП 312385006100149; ИНН 381207625401; с. Молька Иркутской области; далее - глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - МТУ Росимущества) о признании недействительным решения N ШЕА-38/9814 от 21.06.2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Иркутской области, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2018 года, заявленное требование удовлетворено. На МТУ Росимущества возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов главы КФХ путем рассмотрения по существу заявления от 09.02.2017 о предоставлении в аренду сроком на 5 лет без проведения торгов земельного участка площадью 152 га, кадастровый номер 38:19:060602:0001, имеющего адресные ориентиры: Иркутская область, Усть-Удинский район, в 1,5 км северо-восточнее с. Молька, в соответствии с действующим законодательством в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Не согласившись с указанными судебными актами, МТУ Росимущества обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами не в полной мере исследованы все материалы дела, не дана оценка доводам МТУ Росимущества; по мнению заявителя жалобы, предусмотренный статьями 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) порядок предоставления главе КФХ испрашиваемого земельного участка не мог быть применен в связи с тем, что решение о предоставлении в аренду находящегося в федеральной собственности земельного участка площадь более десяти гектар МТУ Росимущества вправе принимать только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество); с Росимуществом велась переписка по вопросу предоставления земельного участка главе КФХ; кроме того, существует правовая неопределенность в части установления круга субъектов, на которые распространяется программа государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства; вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:19:060602:0001 не соответствует указанным в заявлении главы КФХ целям использования земельного участка, что является в силу пункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ основанием для отказа в предоставлении земельного участка; главой КФХ в заявлении в арбитражный суд не приведены доказательства нарушения его прав и законных интересов, а также незаконности оспариваемого решения.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержал доводы кассационной жалобы, а глава КФХ просил оставить её без удовлетворения, обжалуемые судебные акты - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 09.02.2017 глава КФХ обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (с 06.04.2017 реорганизовано в МТУ Росимущества) с заявлением о предоставлении земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 38:19:060602:0001, расположенного по адресу: Иркутская область, Усть-Удинский район, в 1,5 км северо-восточнее с. Молька, площадью 152 га.
Решением МТУ Росимущества, изложенным в письме N ШЕА-38/9814 от 21.06.2017, заявителю разъяснены обстоятельства, препятствующие предоставлению испрашиваемого земельного участка.
Не согласившись с указанным решением, глава КФХ оспорил его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу, что по существу заявление главы КФХ от 09.02.2017 о предоставлении земельного участка МТУ Росимущества не рассмотрено, предусмотренное земельным законодательством в таких случаях решение не принято, а приведенные в письме N ШЕА-38/9814 от 21.06.2017 выводы противоречат положениям ЗК РФ. Признавая незаконным оспариваемый акт, суд первой инстанции в качестве восстановительной меры возложил на МТУ Росимущества обязанность рассмотреть указанное заявление и принять по нему надлежащее решение.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требование об оспаривании решения может быть удовлетворено при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этим актом прав и законных интересов главы КФХ в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Установив совокупность указанных условий, арбитражный суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, к которым относится предоставление земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству в случаях, установленных Федеральным законом N 101-ФЗ.
В силу пункта 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.
Судами установлено, что при обращении в МТУ Росимущества глава КФХ предоставил письмо Министерства сельского хозяйства Иркутской области N 02-57-180/17 от 19.01.2017, подтверждающее участие заявителя в государственной программе Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" и оказания ему государственной поддержки в рамках вышеуказанной программы.
Руководствуясь установленным статьёй 39.17 ЗК РФ порядком рассмотрения заявлений о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, арбитражные суды пришли к обоснованному выводу о том, что по результатам рассмотрения заявления главы КФХ МТУ Росимущества надлежало в срок не более чем тридцать дней со дня поступления указанного заявления проверить наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проектов договора аренды земельного участка в трех экземплярах и их подписание, а также направить проекты указанного договора для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Кодекса, и направить принятое решение заявителю. В последнем случае в принятом решении должны быть указаны все основания отказа.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, в том числе оспариваемое решение, изложенное в письме N ШЕА-38/9814 от 21.06.2017, суды установили, что МТУ Росимущества не исполнило возложенной на него указанными нормами обязанности по рассмотрению заявления главы КФХ.
Так, МТУ Росимущества в вышеприведенном письме сослалось на правовую неопределенность при предоставлении земельных участков в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Федерального закона N 101-ФЗ и необходимые для ее устранения мероприятия, а также на поручение Росимущества осуществить мероприятия, направленные на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:19:060602:0001, способствующего в дальнейшем эффективному вовлечению участка в хозяйственный оборот путем предложения неограниченному кругу лиц; возобновление проведение мероприятий, направленных на вовлечение земельного участка с кадастровым номером 38:19:060602:0001 в хозяйственный оборот. Также указано, что после изменения вида разрешенного использования земельного участка МТУ Росимущества продолжит работу по вовлечению земельного участка в хозяйственный оборот.
Поскольку инициированная заявлением главы КФХ процедура предоставления земельного участка в льготном порядке без проведения торгов предусматривает принятие МТУ Росимущества конкретного решения согласно пункту 5 статьи 36.17 ЗК РФ, арбитражные суды обоснованно признали выводы, изложенные в письме N ШЕА-38/9814 от 21.06.2017, не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы главы КФХ.
Ссылка МТУ Росимущества на наличие предусмотренного пунктом 14 статьи 39.16 ЗК РФ основания для отказа в предоставлении земельного участка по мотиву несоответствия разрешенного использования земельного участка целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, являлась предметом рассмотрения и обоснованно отклонена судами, поскольку приведенное основание не было указано в оспариваемом решении.
Неправильного применения норм земельного законодательства, в том числе тех, на которые МТУ Росимущества ссылается в кассационной жалобе, не установлено.
Иные доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о правомерности правовой позиции заявителя и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 декабря 2017 года по делу N А19-15953/2017 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.