город Иркутск |
|
22 января 2019 г. |
Дело N А19-1693/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей администрации города Иркутска Рассикас М.С. (доверенность от 04.12.2017), Темеревой Ю.В. (доверенность от 22.08.2018); Религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) "Слово Жизни" Ефимова А.Ф. (доверенность от 01.06.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации г. Иркутска на постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2018 года по делу N А19-1693/2015 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Никонорова С.В.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
Религиозная организация Церкви христиан веры Евангельской (Пятидесятников) "Слово Жизни" г. Иркутска (г. Иркутск, ИНН 3808017191, ОГРН 1023800006449, далее - религиозная организация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных отношений Иркутской области (далее - Министерство) о признании незаконным решения Правительства Иркутской области в лице Министерства об отказе в предоставлении земельного участка для размещения здания церкви-храма и детского социального центра, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Томпсона, площадью 6 716 кв. м, с кадастровым номером 38:36:000003:13161, изложенного в письме N 5135-8780/4 от 05.11.2014 как несоответствующего Земельному кодексу Российской Федерации; об обязании Правительства Иркутской области в лице Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов религиозной организации путем согласования места размещения здания церкви-храма и детского социального центра; об обязании администрации г. Иркутска предоставить земельный участок площадью 6 716 кв. м, с кадастровым номером 38:36:000003:13161, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Томпсона, в безвозмездное срочное пользование религиозной организации на срок строительства здания церкви-храма и детского социального центра.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Министерство имущественных отношений Иркутской области и администрация г. Иркутска обратились с апелляционными жалобами, в которых ставили вопрос об отмене обжалуемого судебного акта.
Определением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2018 года суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела Арбитражного суда Иркутской области N А19-1693/2015 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Администрация г. Иркутска привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Определением от 10 июля 2018 года Четвёртый арбитражный апелляционный суд удовлетворил ходатайство религиозной организации об уточнении заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о привлечении администрации г. Иркутска в качестве соответчика с исключением из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2018 года решение суда первой инстанции от 09 апреля 2015 года отменено. Принят по делу новый судебный акт. Заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции признал недействительным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации решение Министерства имущественных отношений Иркутской области об отказе в предоставлении земельного участка для размещения здания церкви-храма и детского социального центра, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Томпсона, площадью 6 716 кв. м, с кадастровым номером 38:36:000003:13161, изложенное в письме N 5135-8780/4 от 05.11.2014, и обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов религиозной организации путем согласования места размещения здания церкви-храма и детского социального центра.
Суд апелляционной инстанции также обязал администрацию г. Иркутска предоставить земельный участок площадью 6 716 кв. м, с кадастровым номером 38:36:000003:13161, расположенный по адресу: г. Иркутск, ул. Томпсона, в безвозмездное срочное пользование религиозной организации на срок строительства здания церкви-храма и детского социального центра.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней администрация г. Иркутска ставит вопрос о проверке законности постановления суда апелляционной инстанции по мотивам неправильного применения норм материального права, нарушения требований норм процессуального права, несоответствия выводов суда апелляционной инстанции имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы считает, что при рассмотрении спора суду следовало руководствоваться земельным законодательством по состоянию на 2007 год; указывает, что в настоящем случае начатая религиозной организацией процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения не была завершена; религиозной организацией не было представлено суду решение о предоставлении ей земельного участка в порядке статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации организации (в ранее действовавшей редакции); полагает, что отсутствовали основания для обязании администрации предоставить религиозной организации земельный участок; просит судебный акт отменить и принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу и возражениях на дополнительные доводы администрации религиозная организация считает их несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 20.12.2018 представители администрации г. Иркутска поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель религиозной организации просил оставить постановление суда апелляционной инстанции в силе.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 декабря 2018 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 15 января 2019 года.
В судебном заседании представители администрации г. Иркутска, религиозной организации поддержали ранее изложенные позиции.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.08.2007 на основании обращения религиозной организации комитет по градостроительной политике г. Иркутска направил в департамент имущественных отношений Иркутской области предложение по размещению храма-церкви и детского социального центра по ул. Томпсона в Ленинском районе г. Иркутска с приложением утвержденного ситуационного плана для рассмотрения и принятия решения по вопросу об отводе участка.
С указанной даты начата процедура предоставления земельного участка для строительства храма-церкви и детского социального центра.
По настоящему делу религиозная организация оспорила в судебном порядке отказ Министерства в предоставлении спорного земельного участка письмом N 5135-8780/4 от 05.11.2014 в ответ на очередное заявление организации от 28.10.2014.
Суд апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленное религиозной организацией требование, исходил из того, что процедура предоставления земельного участка для строительства осуществлялась по правилам статей 30, 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015).
Согласно части 3 статьи 30 Земельного кодекса (в редакции до 01.03.2015) предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего кодекса, - в постоянное (бессрочное) пользование, религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения - в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Названная процедура, как указал суд апелляционной инстанции, религиозной организацией была соблюдена, что также подтверждается вступившими в законную силу судебными актами Кировского районного суда г. Иркутска при рассмотрении споров с участием тех же лиц, участвующих в деле (решения Кировского районного суда г. Иркутска от 10.11.2010 по делу N 2-4037/2010, от 03.03.2011 по делу N 2-337/2011, от 1.10.2011 по делу N 2-2675/2011).
Между тем соблюдение процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта являлось предметом проверки только по настоящему делу.
Выводы суда апелляционной инстанции о соблюдении данной процедуры являются преждевременными, так как не основаны на имеющихся в деле доказательствах, что усматривается из следующего.
01.03.2015 положения земельного законодательства, предусматривающие возможность предоставления публичных земельных участков для строительства по процедуре выбора и предварительного согласования места размещения объекта, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 39.3 и пункту 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, действующих с 01.03.2015, по общему правилу продажа и предоставление в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона.
Статьей 34 Федерального закона N 171-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, согласованного всеми уполномоченными органами.
Названный правовой подход содержится, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.08.2017 N 304-КГ17-4425.
Следовательно, суд апелляционной инстанции должен был установить, имеет ли религиозная организация решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принятое до 01.03.2015, дающее ей право завершить начатую процедуру предоставления земельного участка.
Вывод суда о наличии такого решения с указанием его содержания, номера, даты принятия и издавшего его органа отсутствует.
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 201 этого же Кодекса основаниями для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Данная совокупность условий судом апелляционной инстанции не установлена, в связи с чем его выводы не основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах.
С учётом изложенного Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда подлежащими отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении дела суду следует установить, имеется ли у религиозной организации решение о предварительном согласовании места размещения объекта, принятое до 01.03.2015, дающее основание завершить уже начатую ею процедуру предоставления земельного участка, а также имеются ли основания для обязания администрации г. Иркутска предоставить земельный участок на срок строительства здания церкви-храма и детского социального центра.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 апреля 2015 года по делу N А19-1693/2015, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2018 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Иркутской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 34 Федерального закона N 171-ФЗ установлены переходные положения, согласно которым до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу данного Закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Таким образом, законодателем установлена возможность завершить уже начатую процедуру предоставления конкретного земельного участка без проведения торгов только при наличии принятого до 01.03.2015 по правилам ранее действовавшей статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт выбора земельного участка, согласованного всеми уполномоченными органами.
...
По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 201 этого же Кодекса основаниями для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, являются несоответствие оспариваемых решений (действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение данными решениями (действиями, бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 января 2019 г. N Ф02-5783/18 по делу N А19-1693/2015
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5323/19
10.07.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2713/15
23.04.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1693/15
22.01.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5783/18
04.09.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2713/15
09.04.2015 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-1693/15