город Иркутск |
|
03 мая 2018 г. |
Дело N А33-14588/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Левошко А. Н., Шелёминой М. М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Федориной О.Г., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания ПилипенкоА.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 октября 2017 года по делу N А33-14588/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2017 года по тому же делу (суд первой инстанции: Лесков Р.В.; суд апелляционной инстанции: Морозова Н.А., Борисов Г.Н., Севастьянова Е.В.),
установил:
публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири" (г. Красноярск, ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, далее - ПАО "МРСК Сибири", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент) о признании незаконными решений N 10717 от 04.05.2017 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка" и N 8341-ги от 06.04.2017 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка"; об обязании Департамента подготовить и утвердить в течение десяти дней с момента вступления решения суда в законную силу схему расположения земельных участков по заявлениям заявителя от 06.04.2017 N 6637-ги, от 16.03.2017 N 4912-ги, а также предварительно согласовать предоставление земельных участков заявителю.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 02 октября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2017 года решение суда от 02 октября 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "МРСК Сибири" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права - постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков" (далее - постановление N 1300), Закона Красноярского края от 08.06.2017 N 3-714 "Об установлении случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории края" (далее - Закон N 3-714), несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела; просит обменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды неправомерно не учли, что на момент обращения общества в Департамент с заявлениями (от 06.04.2017 N 6637-ги, от 16.03.2017 N 4912-ги) постановление N 1300 не действовало на территории Красноярского края, поскольку Закон N 3-714, устанавливающий условия реализации порядка размещения объектов, виды которых утверждены постановлением N 1300, вступил в силу 28.06.2017; проектная документация разработана с учетом существующей застройки города и согласована со всеми ресурсоснабжающими организациями, а также с Департаментом городского хозяйства города Красноярска, рассмотреть иной вариант трассы не представляется возможным; оспариваемый отказ в предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждении схемы расположения земельного участка влечет неисполнимость принятых обществом по договору технологического присоединения обязательств.
В дополнении к жалобе общество также указывает, что наличие иного порядка размещения объектов электросетевого хозяйства, распространённого на объекты, поименованные в Постановлении Правительства Российской Федерации N 1300, не отменяет право сетевой организации на обращение по предоставлению земельных участков в общем порядке.
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит оставить её без удовлетворения ввиду несостоятельности доводов и законности обжалуемых судебных актов. Указывает, что согласно сведениям ИСОГД испрашиваемые в аренду земельные участки располагаются на территории, в отношении которой постановлением администрации г. Красноярска от 25.12.2015 N 833 утверждён проект планировки улично-дорожной сети, расположены за границами красных линий и относятся к землям общего пользования в силу пунктов 11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ПАО "МРСК Сибири" в судебном заседании 28.03.2018 подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Департамента указала на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 марта 2018 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 26 апреля 2018 года.
Представители сторон участия в судебном заседании 26.04.2018 не принимали.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.03.2017 и 06.04.2017 ПАО "МРСК Сибири" обратилось в Департамент с заявлениями от 07.03.2017 и от 06.04.2017:
- о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка площадью 156 кв. м в аренду на 10 лет, без проведения торгов, на основании статьи 39.14, пункта 11 статьи 39.15, подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения воздушной линии электропередачи 0,4 кВ и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;
- о предварительном согласовании и предоставлении земельного участка площадью 811 кв. м в аренду на 10 лет, без проведения торгов, на основании статьи 39.14, пункта 11 статьи 39.15, подпункта 4 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях размещения воздушной линии электропередачи 10 кВ и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
К заявлениям приложены документы: схема расположения земельного участка на кадастровым плане территории; технические условия заявителя; согласования сторонних организаций; документ, подтверждающий полномочия представителя; копия свидетельства о постановке на налоговый учет; копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
Письмом N 8341-ги от 06.04.2017 (на заявление общества от 07.03.2017) Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка по следующим основаниям: согласно данным информационной системы Департамента земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне рекреационной лесопарковой (Р-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ). Нарушение требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации, является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка (подпункт 3, подпункт 4 пункта 16 статьи 11.10, пункт 6 статьи 11.9, подпункт 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Письмом N 10717 от 04.05.2017 (на заявление общества от 06.04.2017) Департамент отказал в предварительном согласовании предоставления земельного участка по следующим основаниям: согласно данным информационной системы Департамента земельный участок расположен в двух территориальных зонах: зоне делового, общественного и коммерческого назначения, объектов культуры (0-1) и зоне территорий объектов автомобильного транспорта (ИТ); земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой постановлением администрации города N 833 от 25.12.2015 утвержден проект планировки улично-дорожной сети и территорий общественного пользования городского округа город Красноярск. В соответствии с подпунктом 4 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
ПАО "МРСК Сибири", полагая, что названные отказы не соответствует закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из отсутствия нарушения оспариваемым отказом Департамента прав и законных интересов общества.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Из оспариваемых по настоящему делу отказов Департамента следует, что правовым основанием для принятия данных решений послужило нарушений требований подпунктов 3, 4 пункта 16 статьи 11.10, пункта 6 статьи 11.9, подпункта 1 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации территории, в состав которых входят находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки либо земли, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, обладая правом свободного на них доступа и использования имеющихся на этих участках и землях объектов, в том числе, природных, в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка, являются территориями общего пользования (в том числе проезды).
Согласно требованиям пункта 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762, предусмотрено, что при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются, в том числе, материалы и сведения о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования.
Кроме того, суды приняли во внимание следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 предусмотрено, что линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, отнесены к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 1300, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, установлены постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п (далее - Постановление N 677-п).
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 677-п размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов осуществляется на основании разрешения на размещение объектов, органом исполнительной власти Красноярского края или органом местного самоуправления муниципального образования Красноярского края, уполномоченным на предоставление соответствующих земель или земельных участков. Разрешение выдается на срок, соответствующий предполагаемому сроку размещения объекта, указанному в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта, предусмотренном в пункте 6 Порядка, но не более чем на срок размещения и эксплуатации соответствующего объекта.
Учитывая, что ПАО "МРСК Сибири" претендует на получение земельных участков в целях размещения на них линий электропередач 0,4 и 10 Кв, относящихся в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300 к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, однако, в данном порядке не обращалось, суды признали, что оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы общества.
При этом доводы заявителя кассационной жалобы о неправильном применении Постановления Правительства Российской Федерации N 1300, ввиду того, что оно не действовало на территории Красноярского края, так как условия, при которых возможно реализовать порядок размещения вышеуказанных объектов, установлены Законом N 3-714, вступившим в силу 28.06.2017 после обращения общества в Департамент, подлежат отклонению, как несостоятельные.
Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации N 1300, определены Постановлением N 677-п, а Закон N 3-714 устанавливает случаи, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Красноярского края в соответствии с пунктом 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Как правильно указал суд апелляционной инстанции, данным Законом определены параметры объектов, для возведения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановление Правительства Российской Федерации N 1300 в соответствии со статьями 1, 2 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О правительстве Российской Федерации" обязательно к исполнению в Российской Федерации.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, решений (действий) закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие совокупности указанных условий обязывает арбитражный суд принять решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 Кодекса).
Учитывая изложенное, суды двух инстанций, установив, что отказы Департамента в предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду и утверждении схемы расположения земельных участков не противоречат закону и не нарушают права и законные интересы общества, правомерно отказали ПАО "МРСК Сибири" в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако, поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 02 октября 2017 года по делу N А33-14588/2017, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 22 декабря 2017 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.