город Иркутск |
|
04 мая 2018 г. |
Дело N А78-15299/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л. А.,
судей: Левошко А. Н., Шелёминой М. М.,
при участии в судебном заседании представителя военной прокуратуры гарнизона Дровяная Куркова А.В. (доверенность от 12.04.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Минобороны России на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 декабря 2017 года по делу N А78-15299/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции: Горкин Д.С.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Басаев Д.В.),
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 240/07-02-2017 от 04.10.2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены военная прокуратура гарнизона Дровяная, Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 06 декабря 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2018 года решение суда от 06 декабря 2017 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФГБУ "ЦЖКУ" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права - статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 28.2 КоАП Российской Федерации; считает, что судами дана ненадлежащая оценка обстоятельствам дела, имеющим значение для разрешения настоящего спора; суды также не применили положения статьи 2.9 КоАП Российской Федерации; просит судебные акты отменить и признать незаконным постановление о назначении административного наказания.
В отзыве на кассационную жалобу Ростехнадзор не согласен с её доводами.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель военной прокуратуры гарнизона Дровяная считает судебные акты не подлежащими отмене.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (информация в сети Интернет на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и в информационной системе "Картотека арбитражный дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, военной прокуратурой совместно с Ростехнадзором проведена проверка готовности объектов теплоснабжения военного городка N 215 к отопительному сезону 2017 - 2018.
Приказом Министра обороны Российской Федерации N 155 от 02.03.2017 с целью содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ".
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права 75 АА N 275202, 75 АА N 275200 от 21.11.2011, 75 АА N 275461 от 29.11.2011 Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на праве оперативного управления принадлежат котельные NN 8, 19, 94, расположенные по адресу: Забайкальский край, г. Чита, п. Песчанка, ул. Дивизионная, 36, военный городок N 215 (войсковая часть 21250).
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России N 1141 от 12.04.2017 для осуществления основных видов деятельности за ФГБУ "ЦЖКУ" на праве оперативного управления закреплены котельные NN 8, 19, 94, в связи с чем учреждение приняло их в оперативное управление по передаточному акту N 3/1141/ТХ от 12.04.2017.
В ходе проверки котельных N N 8, 19 и 94 (11.09.2017) установлено, что данные объекты в нарушение требований статей 13, 16 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 2.6.1 - 2.6.7, 2.8.1, 2.9.1, 2.9.11, 3.2.1, 3.3.20, 3.3.21, 4.3.4, 5.3.25, 12.1, 12.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, пунктов 1.5.18, 1.8.2 Правил технической эксплуатации тепловых установок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115, пунктов 7.4, 7.6 Правил устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов, утвержденных приказом Минстроя России N 205 от 28.08.1992, пунктов 2.3.15, 2.14.7 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства электроэнергетики Российской Федерации N 204 от 08.07.2002, эксплуатируются с нарушениями вышеуказанных нормативных актов.
Прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 28.4 КоАП Российской Федерации, в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" возбуждено дело об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьёй 9.11 КоАП Российской Федерации.
Постановлением Ростехнадзора N 240/07-02-2017 от 04.10.2017 ФГБУ "ЦЖКУ" привлечено к административной ответственности по статье 9.11 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Суд первой инстанции отказал ФГБУ "ЦЖКУ" в удовлетворении его требования о признании незаконным и отмене данного постановления, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов двух инстанций основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Согласно статье 9.11 КоАП Российской Федерации нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Вменяемое ФГБУ "ЦЖКУ" административное правонарушение выразилось в том, что при эксплуатации котельных N N 8, 19, 94 были нарушены Правила технической эксплуатации электроустановок, Правила технической эксплуатации тепловых установок, Правила устройства и безопасности эксплуатации паровых и водогрейных котлов, Правила устройства электроустановок, что образует объективную сторону вменяемого учреждению административного правонарушения.
Событие административного правонарушения и вина учреждения в его совершении доказаны материалами дела, в кассационной жалобе не оспариваются. Порядок производства по делу об административном правонарушении не нарушен.
По доводам кассационной жалобы не установлено неправильного применения судами статьи 28.2 КоАП Российской Федерации. Заявитель кассационной жалобы считает, что неправильное применение нормы выразилось в отсутствии в постановлении о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 18.09.2017 данных о том, являются ли тепловые установки собственностью ФГБУ "ЦЖКУ"; указывает на то, что тепловые установки переданы ему в оперативное управление.
Однако, данные обстоятельства были установлены материалами административного дела и судом, а именно, ФГБУ "ЦЖКУ" приняло в оперативное управление котельные N N 8, 19, 94 по передаточному акту N 3/1141/ТХ от 12.04.20017.
Не могут быть учтены и доводы кассационной жалобы о том, что учреждение не является субъектом административной ответственности по статье 9.11 КоАП Российской Федерации, поскольку в силу положений статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несёт его собственник.
Между тем, как установили суды, нарушение вышеупомянутых Правил допустило ФГБУ "ЦЖКУ" как лицо, эксплуатирующее переданные ему в оперативное управление объекты. Отсутствие государственной регистрации права оперативного управления связано с бездействием ФГБУ "ЦЖКУ" по данному вопросу и не освобождает его от административной ответственности за виновное нарушение соответствующих Правил.
Ссылки на неприменение судами положений статьи 2.9 КоАП Российской Федерации не могут быть учтены.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учётом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 декабря 2017 года по делу N А78-15299/2017, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 02 февраля 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.