город Иркутск |
|
10 мая 2018 г. |
Дело N А10-5237/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 мая 2018 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Новогородского И.Б., Соколовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бабак Д.В.,
при участии в судебном заседании, проводимом с использованием систем видеоконференц-связи, присутствующих в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" - Инкиной А.Е. (доверенность от 09.01.2018) и Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия - Хуригановой Ю.Л. (доверенность от 07.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2017 года по делу N А10-5237/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2018 года по тому же делу (суд первой инстанции - Логинова Н.А., суд апелляционной инстанции: Никифорюк Е.О., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003, далее - АО "Улан-Удэ Энерго", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 19.06.2017 N 003S19170005377.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2017 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2018 года, требования общества удовлетворены. Решение от 19.06.2017 N 003S19170005377 признано недействительным как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Не согласившись с принятыми судебными актами и полагая их принятыми с нарушением норм материального права, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, в удовлетворении требований обществу отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что в действиях страхователя имеется состав вменяемого правонарушения, поскольку дополняющая форма СЗВ-М была представлена в отношении нового застрахованного лица, а не с целью исправления допущенных ошибок в исходной форме СЗВ-М.
Судами неправомерно применены пункты 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987 (далее - Инструкция N 987н), и ошибочно применены разъяснения, изложенные в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ", поскольку указанное письмо касается вопросов представления другой отчетности.
Направление уведомления об устранении ошибок и (или) несоответствий в рассматриваемом случае не имеет правового значения для квалификации спорного правонарушения, поскольку в исходной форме СЗВ-М сведения, указанные в дополняющей форме, отсутствовали.
В судебном заседании представитель Пенсионного фонда поддержал доводы кассационной жалобы, представитель общества просил оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 09.01.2017 обществом представлены исходные сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года.
Пенсионным фондом в ходе проверки достоверности, полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в адрес общества направлено уведомление от 19.04.2017 об устранении имеющихся расхождений между отчетностью по формам РСВ-1 и СЗВ-М.
25.04.2017 страхователь представил необходимые сведения в дополняющей форме СЗВ-М за декабрь 2016 года.
Пенсионным фондом проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, а также порядка представления указанных сведений в форме электронного документа, по результатам которой выявлено нарушение обществом законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в непредставлении в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года в отношении одного застрахованного лица.
По результатам проверки составлен акт от 19.05.2017 N 003S18170004657, которым зафиксировано нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, и принято решение от 19.06.2017 N 003S19170005377 о привлечении АО "Улан-Удэ Энерго" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление сведений по форме СЗВ-М в виде штрафа в размере 500 рублей.
Полагая, что вышеуказанное решение нарушает права и законные интересы общества, страхователь обратился в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, пришли к выводу о том, что оснований для привлечения страхователя к ответственности за вмененное правонарушение не имеется, поскольку общество в пределах установленного срока после получения уведомления об устранении имеющихся расхождений представило дополняющую форму СЗВ-М за декабрь 2016 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Сроки представления указанных сведений, а также перечень представляемых сведений, установлены в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, нарушение которого выявлено пенсионным фондом, страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем (по периодам с 01.01.2017 - не позднее 15-го числа), представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
В силу статей 8, 9, 15 Закона N 27-ФЗ указанные сведения предоставляются в соответствующий орган Пенсионного фонда, к которому относится территориальный орган Пенсионного фонда по месту регистрации лица в качестве страхователя.
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией N 987н (действовавшей на момент наступления срока представления сведений за спорный период), Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п.
На основании статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Инструкции N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 указанной Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
В письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендовал не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил ошибки, обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Официальная позиция Пенсионного фонда Российской Федерации ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Такой подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном устранении допущенных ошибок и поддерживать более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами пенсионного фонда.
Кроме того, действовавшая на дату принятия решения о привлечении к ответственности Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденная Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (далее - Инструкция N 766н), в пункте 39 предусматривает, что в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Судами установлено и следует из материалов дела, что первоначальные сведения, представленные АО "Улан-Удэ Энерго" по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года направлены 09.01.2017, то есть в установленный срок.
Уведомление Пенсионного фонда о выявленных ошибках в отчетности сформировано 19.04.2017 и получено страхователем (входящий номер 1.12/01/2736 от 24.04.2017 - т.1 л.д.30). Дополняющая форма СЗВ-М за тот же отчетный период направлена 25.04.2017, то есть в пределах установленного срока на представление уточненных (исправленных) сведений.
Данное нарушение квалифицировано органом Пенсионного фонда при привлечении страхователя к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ как непредставление дополняющих сведений в установленный срок.
В связи с изложенным, суды правильно применили указанные выше положения Закона N 27-ФЗ, Инструкций N 987н, N 766н и с учетом разъяснений Пенсионного фонда Российской Федерации, изложенных в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, пришли к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, поскольку состав правонарушения отсутствует - страхователь реализовал свое право на исправление представленных сведений в установленный для этого срок.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку, и выводы судов не опровергают.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2017 года по делу N А10-5237/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 января 2018 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
И.Б. Новогородский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.