Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2018 г. N Ф02-1590/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А10-5237/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О., судей Желтоухова Е.В., Каминского В.Л., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Аксененко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда в городе Улан-Удэ - филиал ОПФР по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2017 года по делу N А10-5237/2017 по заявлению акционерного общества "Улан-Удэ Энерго" (ОГРН 1080327000599, ИНН 0326481003, место нахождения: 670042, г.Улан-Удэ, ул.Жердева, 12) к Управлению Пенсионного фонда в городе Улан-Удэ - филиал ОПФР по Республике Бурятия (ОГРН 1020300893249, ИНН 0323048828, место нахождения: 670049, г.Улан-Удэ, ул.Коммунистическая, 45А) о признании недействительным решения от 19.06.2017 г. N 003S19170005377 о привлечении АО "Улан-Удэ Энерго" к ответственности за совершение правонарушения, об обязании Управление Пенсионного фонда в городе Улан-Удэ - филиал ОПФР по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов,
(суд первой инстанции - Н.А. Логинова),
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия:
от заявителя: Инкина А.Е. - представитель по доверенности от 09.01.2018,
от заинтересованного лица: Хуриганова Ю. Л. - представитель по доверенности от 09.01.2018
установил:
Акционерное общество "Улан-Удэ Энерго" (далее - АО "Улан-Удэ Энерго", Общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Пенсионного фонда в городе Улан-Удэ - филиал ОПФР по Республике Бурятия (далее - Пенсионный фонд) о признании недействительным решения от 19.06.2017 г. N 003S19170005377 о привлечении АО "Улан-Удэ Энерго" к ответственности за совершение правонарушения, об обязании Управление Пенсионного фонда в городе Улан-Удэ - филиал ОПФР по Республике Бурятия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов плательщика страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.10.2017 заявленные АО "Улан-Удэ Энерго" требования удовлетворены. Признано недействительным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Улан-Удэ - филиала ОПФР по Республике Бурятия от 19.06.2017 N 003S19170005377 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, как несоответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия необходимо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя.
В обосновании суд первой инстанции указал, что дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2016 года представлена в Управление Пенсионного фонда в пределах предусмотренного Инструкцией N 987н двухнедельного срока со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, в связи с чем, отсутствуют основания для привлечения Общества к ответственности за вмененное правонарушение.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.10.2017 г. по делу N А10-5237/2017 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований АО "Улан-Удэ Энерго".
Считает, что заявителем предоставлена дополняющая форма СЗВ-М в отношении новых застрахованных лиц, а не в порядке исправления ошибки. На момент несвоевременного представления заявителем сведений на застрахованное лицо - 25.-4.2017 действовала Инструкция N 766н, пункт 37 которой предусматривает устранение ошибок в течение 5 рабочих дней с момента получения уведомления.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения суд первой инстанции.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 14.12.2017.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении требований Общества отказать.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.01.2017 Общество представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "исходная" за декабрь 2016 года в отношении 402 застрахованных лиц.
В ходе проверки достоверности, полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета сведения раздела 6 формы РСВ-1 за 2016 год и ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М за октябрь-декабрь 2016 года, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, Пенсионным фондом выявлены расхождения между представленными Обществом сведениями раздела 6 Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за 2016 год и сведениями по форме СЗВ-М за октябрь-декабрь 2016 года в отношении застрахованного лица Доржиевой Э.Г.
24.04.2017 Пенсионный фонд вручил Обществу уведомление от 19.04.2017 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации.
25.04.2017 Общество представило в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М с типом формы "дополняющая" за декабрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица - Доржиевой Э.Г.
Управлением Пенсионного фонда в г.Улан-Удэ в отношении Общества проведена проверка достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", а также порядка представления указанных сведения в форме электронного документа.
Проверкой выявлено нарушение Обществом законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, а именно: непредставление в установленные сроки сведений по форме СЗВ-М за декабрь 2016 года в отношении 1 застрахованного лица.
По результатам проверки составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 19.05.2017 N 003S18170004657. Копия акта направлена в адрес Общества по почте 25.05.2017, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений N 1109.
По итогам рассмотрения акта и материалов проверки Управлением Пенсионного фонда в г.Улан-Удэ принято решение от 19.06.2017 N 003S19170005377 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в соответствии с которым Общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ за непредставление сведений в установленный законом срок в виде штрафа в размере 500 руб. Копия решения направлена в адрес Общества по почте 24.06.2017, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений N 1156.
На основании указанного решения Управлением Пенсионного фонда в г.Улан-Удэ выставлено требование от 11.07.2017 N 003S01170151585, которым Обществу предложено уплатить указанную сумму финансовых санкций в срок до 19.06.2017. Копия требования направлена в адрес Общества по почте 15.07.2017, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений N 1170.
Заявитель, считая приведенное решение УПФР в г. Улан-Удэ нарушающим его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного акта учреждения.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав доводы представителей сторон в судебном заседании, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
На основании статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N27-ФЗ), статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), АО "Улан-Удэ Энерго" является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования и 24.11.2008 зарегистрировано в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ Общество обязано представлять в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ определено, что под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимаются организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь предоставляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также о заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Контроль над достоверностью сведений о стаже и заработке, представляемых страхователями, осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ).
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н (действующей в спорный период, далее - Инструкция N 987н), и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192 п. Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п). Форма "Сведения о застрахованных лицах" СЗВ-М, по которой страхователи представляют в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п (далее - Постановление N 83п).
В силу положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь имеет право, в том числе дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представление корректирующих сведений было предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции N 987н, действовавшей в спорный период.
Согласно пункту 34 названной Инструкции в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
В силу пункта 41 Инструкции N 987н при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
То есть, как правильно указывает суд первой инстанции, пункты 34, 41 Инструкции N 987н не запрещают представлять дополняющие формы СЗВ-М, в том числе с отражением в них сведений в отношении иных застрахованных лиц.
Разъясняя в письме от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" (далее - письмо N КА-09-25/13379) своим территориальным органам порядок применения названных финансовых санкций, Пенсионный фонд Российской Федерации счел возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки.
Несмотря на то, что указанное письмо не является нормативным правовым актом, оно выражает официальную позицию Пенсионного фонда Российской Федерации (вышестоящего органа по отношению к Управлению Пенсионного фонда) относительно приведенной правовой ситуации.
Указанные выше положения закреплены также в пункте 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (действующей с 19.02.2017) согласно которому в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Суд первой инстанции правомерно установил, что исходная форма СЗВ-М в отношении 402 застрахованных лиц за декабрь 2016 года представлена в Управление Пенсионного фонда 09.01.2017, то есть в установленный законом срок, что подтверждается извещением о доставке.
Как правильно установлено судом первой инстанции, дополняющая форма СЗВ-М за декабрь 2016 года представлена в Управление Пенсионного фонда 25.04.2017, то есть в пределах предусмотренного Инструкцией N 987н двухнедельного срока со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, Обществом отражены сведения на одного застрахованного лица, сведения в отношении которого в исходной форме отражены не были.
Таким образом, учитывая приведенное выше правовое регулирование, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения Общества к ответственности за вмененное правонарушение, поскольку ООО "Улан-Удэ Энерго" в двухнедельный срок исправило обнаруженные Управлением Пенсионного фонда ошибки, выразившиеся в неуказании одного застрахованного лица в первоначальном отчете, и устранило их посредством направления дополняющей формы СЗВ-М.
Абзац 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за нарушение срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что представленными в материалы дела доказательствами не подтверждена правомерность привлечения Общества к ответственности.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя апелляционной жалобы о необходимости применения Инструкции N 766н относительно срока, в течение которого подлежат исправлению ошибки, поскольку на момент подачи первоначальных сведений действовала инструкция 987н, то есть, общество имело основания полагать о наличии у него именно такого срока на исправление ошибок.
Кроме того, в соответствии с пунктом 37 Инструкции N 766н, на который ссылается пенсионный фонд, предусмотрен срок устранения ошибок - 5 дней.
Как следует из материалов дела, 19.04.2017 Пенсионный фонд обнаружил несоответствие между представленными сведениями раздела 6 РСВ-1 за 2016 год и ежемесячной отчетности по форме СЗВ-М за октябрь, ноябрь, декабрь 2016 в отношении одного застрахованного лица, 24.04.2017 заявитель получил указанное уведомление (т.1 л.д. 30), а 25.04.2017, т.е. в пределах пятидневного срока, страхователь устранил ошибку.
Отклоняя доводы апелляционной жалобы и поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд также исходит из следующего.
Как уже указано, согласно ст.15 закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации или налоговым органом.
По мнению апелляционного суда, из буквального смысла приведенной нормы следует, что законодатель допускает как внесение в отчетность новых сведений (дополнение), так и изменений ранее включенных в отчет сведений (уточнение).
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции о неправильности позиции заинтересованного лица о наличии оснований для привлечения АО "Улан-Удэ Энерго" к ответственности, предусмотренной абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, и наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований о признании оспоренного решения недействительным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30 октября 2017 года по делу N А10-5237/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Е.В.Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-5237/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 мая 2018 г. N Ф02-1590/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО Улан-Удэ Энерго
Ответчик: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Улан-Удэ - филиал Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) по Республике Бурятия